Сервисы вызова авто в часы пик: От чего зависит цена поездок

23 января, 10:17

Что такое динамическое ценообразование и почему сервисы такси не наживаются на вас в часы пикового спроса.

Мобильность для украинцев — дело первоочередной важности. Поэтому сервисы для заказа поездок это едва ли не критическая инфраструктура, обеспечивающая функционирование экономики несмотря на все преграды. Но чем насущнее потребность, тем острее воспринимаются особенности.

Видео дня

Больше всего вопросов вызывает динамическое ценообразование, то есть повышение стоимости поездок в моменты пикового спроса. Uklon — прозрачная компания, поэтому я готов подробно рассказать о том, как формируется цена за заказ перевозок. Спойлер: дело совсем не в попытке наживиться.

Как формируется цена

На стоимость любой поездки влияют два ключевых пункта. Это базовый тариф и динамический коэффициент.

Базовые тарифы включают стоимость минимального заказа, цену за каждый последующий километр по городу или пригороду. Это устоявшиеся показатели, сформированные в зависимости от города. Они есть в свободном доступе. Например, в Чернигове минимальный заказ составит 45 грн, а в Киеве — 60 грн. Базовый тариф — не финальная цена поездки.

Почему же поездки не стоят одинаково? Ибо онлайн-сервис вызова авто, такой как наш, использует алгоритм корректировки базового тарифа к рыночным условиям в режиме реального времени. Это и есть динамическое ценообразование. Алгоритм реагирует на изменение баланса спроса и предложения на рынке, рассчитывая коэффициент, на который увеличиваются тарифы.

Коэффициент, в отличие от базового тарифа, динамичен и изменяется в реальном времени. Именно из-за него райдер и получает разную цену на поездку. То есть когда количество желающих совершить поездку райдеров существенно превышает количество драйверов (спрос превышает предложение), сработает коэффициент. Это нужно, чтобы увеличить количество драйверов и повысить шансы райдеров поехать (путем увеличения цены). Такой же механизм работает и наоборот, когда ситуация выравнивается, цена снижается. Подобные алгоритмы динамического ценообразования используют все большие ride hailing сервисы в мире.

Uklon — украинская компания, которая полагается на свои силы и помогает подзаработать тысячам водителей. Чтобы строить стабильную для всех сторон систему, мы должны играть по рыночным правилам. При этом когда срабатывает алгоритм, наше приложение информирует райдера о повышенном спросе. В этот момент пользователь видит, когда на его заказ применяется коэффициент. Тогда возле стоимости заказа справа он увидит значок «молнии».

Что изменилось в 2022 году и актуально в 2023 году

Обычно на коэффициент влияют утренние и вечерние часы пик, ремонт, перекрытие дорог, плохая погода и качество работы общественного транспорта. В 2022 году к привычному списку факторов добавились обстрелы, проблемы со связью, комендантский час. Такие обстоятельства не только не уменьшают количество желающих райдеров ехать, а наоборот, увеличивают.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Это большой вызов, изменяющий привычную работу и повышающий количество ситуаций, когда спрос значительно превышает предложение. Один из неочевидных примеров — введенный комендантский час, который начинает влиять на экономику поездок задолго до запрета на передвижение.

За несколько часов до начала комендантского часа возникает ситуация, когда райдерам и драйверам нужно успеть попасть в желаемое место назначения. Количество драйверов (стороны предложения) и их активность уменьшается, а заказы выбираются в направлении дома. Количество райдеров (стороны спроса) и их активность, напротив, увеличивается. Возникает дисбаланс, который и провоцирует рост коэффициентов для увеличения шансов райдеров выехать.

Детальнее об изменении нагрузки на водителей в течение суток — на графике:

Как на это влиять? Следует отметить, что на всех этапах цена согласовывается только между пользователем и водителем. В отличие от других компаний, Uklon дает пользователям прямое влияние на ситуацию благодаря функциональным возможностям мобильного приложения. Если человек готов дольше подождать авто, он или она может отступить от рекомендуемой цены и собственноручно ее снизить, воспользовавшись бегунком снижения цены в приложении. Если в интересах водителя выполнить как можно больше заказов или как можно быстрее, он может принять любой заказ, несмотря на отклонение от рекомендуемой цены.

Конечно же, мы предупреждаем о безопасности и пользователей и водителей, поэтому стимулируем заранее планировать свое время и поездки по городу. Другой важный момент — то, что в Uklon стоимость фиксирована с момента размещения заказа и не меняется во время поездки. Таким образом, как только райдер согласился на цену и разместил заказ, цена для него больше не будет меняться. И по завершении поездки райдер не заплатит ни копейки больше.

Мы не вмешиваемся в работу алгоритма, он работает автоматически, информируя пользователя о соотношении спроса и предложения в конкретном промежутке времени и регионе. Это математическая модель, которая в режиме реального времени вычисляет тысячи коэффициентов ежеминутно, на расчет которых одновременно влияет с десяток факторов. Ручное управление невозможно в таких масштабах. Более того, алгоритм постоянно совершенствуется за счет увеличения массива данных.

Если «выключить» динамическое ценообразование, ситуация никак не улучшится. Водители потеряют мотивацию работать, пользователи не смогут никуда доехать. А потом это убьет и сам формат доступного заказа поездок. Украина опережает большинство европейских стран по доступности и удобству заказа поездок. Развивать и поддерживать такую экосистему даже во время войны — гигантское достижение. Однако это, прежде всего, означает игру по рыночным правилам.

Показать ещё новости
Радіо NV
X