Остановка сертификации оператора Северного потока-2. Что означает этот перерыв в битве?
Немецкий регулятор BNetzA за сутки принял несколько важных решений: допустил к рассмотрению заявки на сертификацию Nord Stream 2 AG украинские компании ОГСТУ и Нафтогаз, а также приостановил процесс сертификации. Что означают эти решения для Украины?
Процесс сертификации будет сложным
Газпром и его дочерняя компания Nord Stream 2 AG решили построить трубопровод, проходящий через территорию и/или территориальные воды европейских государств — членов Европейского Союза. Поэтому, чтобы получить разрешение на эксплуатацию, оператор трубопровода должен отвечать требованиям законодательства ЕС.
И хотя Северный поток-2 очень похож на своего предшественника Северный поток-1, сертифицировать его гораздо сложнее. Ведь требования к сертификации газопроводов в Европе с 2019 года ужесточились: энергетическое законодательство ЕС требует эффективного анбандлинга (разделение функций транспортировки и продажи газа), прозрачных тарифов и доступа третьих лиц к газопроводу.
Газпром шантажирует европейский рынок ограничением поставок газа и просит сделать исключение из всех правил для своего газопровода
Если россияне хотят запустить Северный поток-2, они должны сделать его соответствующим требованиям Третьего энергопакета, без каких-либо специальных режимов. И наша позиция — это то, что Германия и Европа имеют полное право требовать применения европейского энергетического законодательства по всей длине Северного потока-2 — от Усть-Луги в Российской Федерации до Грайфсвальда в Германии.
Почему приостановили сертификацию?
Сейчас процесс сертификации прервался формально, чтобы компания Nord Stream 2 AG (Швейцария), которая является владельцем газопровода, создала немецкую дочернюю компанию. И одна из версий, что уже эту дочь дочери Газпром попытается сертифицировать как владельца и оператора немецкой части газопровода.
Мы считаем очень своевременным вовлечение ОГТС в процесс рассмотрения заявки. Ведь наша позиция состоит в том, что ни Nord Stream 2 AG, ни немецкая дочерняя компания не могут и не должны быть сертифицированы как независимый оператор газотранспортной системы. И мы будем на этом настаивать.
Да есть «разделение» и разные подходы к разным частям маршрута, по нашему мнению, бессмысленны. Ведь Северный поток-2 — один непрерывный газопровод, доступ к которому имеет только один поставщик газа. Создание очередной дочерней компании Газпрома не меняет ситуацию: требования о разделении, доступе третьих сторон и прозрачных тарифах должны применяться на всем расстоянии трубопровода.
Попытки сделать вид, что можно относиться по-разному к частям единого газопровода, в зависимости от того, где они расположены — в территориальных водах Германии и за их пределами, не соответствуют букве и духу европейского права. Это просто упражнения в искусственном правовом формализме.
Чего мы ждем от своего участия в процессе
BNetzA внимательно относится ко всем нюансам сертификации. Вовлечение в процесс польских и украинских компаний мы рассматриваем как дополнительную возможность ознакомиться с документацией и озвучить нашу позицию и обеспокоенность попытками Газпрома отступить от правил европейского законодательства.

Мы понимаем, что решение о приостановлении процедуры сертификации не прекращает спора по поводу «Северного потока-2». Это временный перерыв. И работа по части противостояния вредным последствиям этого проекта ведется в нескольких направлениях одновременно, включая обсуждение варианта санкций США.
Поэтому мы используем это время, чтобы ознакомиться с материалами процесса и объяснить нашу позицию.
Газпром шантажирует европейский рынок ограничением поставок газа и просит сделать исключение из всех правил своего газопровода. В то же время мы в Украине постоянно предлагаем дополнительные объемы для транзита газа в Европу и помогаем европейским трейдерам транспортировать газ для европейских потребителей.