Почему опасен популизм вокруг трудовой миграции

11 октября 2018, 18:00

Несмотря на угрожающее количество граждан, которые уезжают работать за границу трудова миграция в Украине находится вне сферы управления государства. Чем это на самом деле угрожает и почему процветает популизм?

Трудовая миграция украинцев является одной из наиболее остро обсуждаемых проблем, особенно при ухудшении экономической или политической ситуации в стране. В других случаях эта тема интересует лишь узких специалистов. На сегодняшний день трудова миграция стала явлением объективной действительности и предметом дискуссии мировых лидеров. Однако даже Международная организация труда констатировала, что политические дебаты на тему миграции часто основываются на ложных представлениях о взаимосвязи между занятостью, миграцией и развитием.

Видео дня

Действительно, популизм, ложные представления и правовой нигилизм лишь усложняют управление трудовой миграцией в Украине. И это тогда, когда сущность трудовых отношений трансформируется с огромной скоростью. А представители работников и работодателей с такой же скоростью отдаляются от принятия решений, которых срочно требует сфера занятости. Признание множества вызовов всё ещё не имеет никакой связи с управлением трудовой миграцией, с намерением распространить на граждан Украины свободу передвижения работников, что является одной из главных основ внутреннего рынка Европейского Союза.

Массовая трудова миграция украинцев заграницу является следствием множества негативных социально-экономических факторов. А трудова миграция иностранцев в Украину пока что остаётся закрытой темой, что рассматривается как составляющая часть общей миграционной политики, приоритетом для которой является законность оснований нахождения иностранцев в Украине. Подобный подход к реализации государственной миграционной политики является ограниченным, поскольку в стороне остаётся урегиливароние вопросов внешней трудовой миграции граждан Украины, а Закон Украины О внешней трудовой миграции выполняется неэффективно.

Отсутствие специализированного подхода к управлению трудовой миграцией в рамках реформирования сферы занятости населения приводит к размытости целей и отсутствию результатов. Как следствие – уже через несколько лет трудовая миграция иностранцев в Украину сдетонирует и зацепит все сферы экономики, а Правительство вынуждено будет вернуться к вопросу протекционизма рынка труда в интересах граждан Украины.

Независимо от избранного подхода, экономика Украины всегда будет нуждаться в работниках определённой специализации или квалификации, спрос на которых не смогут удовлетворить украинцы, которые поехали на заработки. Замкнутый круг! Проблема осложняется требованиями миграционной безопасности и выполнением обязательств перед Европейским Союзом. В Украине при принятии решений нельзя не учитывать подход ЕС к управлению миграцией, так как разрешение миграционного кризиса останется приоритетом на протяжении ближайших лет.

Что влияет на трудовую миграцию

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Трудовую миграцию как составляющую часть сферы занятости населения мы привыкли рассматривать через риски и негативные последствия, которые её сопровождают. В первую очередь, среди существующих проблем называют: несоответствие компетенций работников современным требованиям экономики; неспособность работодателей предложить работникам условия и оплату труда, что могут конкурировать с европейскими; несогласованность вакансий, что распространяются через государственные центры занятости или частные агентства занятости, с интересами и нуждами работников и работодателей; серый и неконтролируемый рынок привлечения украинцев на работу в другие страны; пассивность и отсутствие рыночных механизмов и подхода к реализации государственной политики в сфере занятости населения со стороны государственной службы занятости.

Многочисленные обсуждения общих проблем, связанных с подготовкой специалистов, с развитием экономики, с демографическим состоянием, что учитывают аспекты социально-политического кризиса, никаким образом не приводит к принятию каких-либо решений. Так и расцветает популизм.

Опасная реклама

Первое, о чём следует сказать, - реклама внешней трудовой миграции. Если обратить внимание на многочисленные объявления, позиции и заявления на тему трудовой миграции украинцев, то мы преимущественно потребляем информацию о высоких зарплатах за рубежом, о политике привлечения иностранцев на рынок труда других стран и о том, какую важную роль играют украинцы для развития экономики других стран. Даже у политиков это является обычной риторикой.

В то же время практически не проводятся публичные дискуссии и обсуждения планов и действий Правительства для развития сферы занятости населения в Украине, для удержания работников на национальном рынке труда. Точно также работодатели пока что не перешли к активным действиям, чтоб удержать украинских работников. Выжидательная позиция характерна как для государственных органов, так и для бизнеса.

Может сложиться впечатление, что лишь за границей на украинцев ждут возможности для профессионального развития и заработка. Но это совсем не так. Большинство граждан Украины выезжают за границу нелегально, сознательно рискуя, либо стают жертвами торговли людьми. Низкий уровень правовой культуры и тотальное недоверие к официальным органам создаёт благоприятные условия для работы недобросовестных посредников.

Недобросовестные посредники

Всё ещё обычным явлением является оплата самими работниками услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей, что прямо противоречит международному законодательству. Недобросовестные посредники даже могут иметь лицензию, но оплату за свои услуги взымаются с работников, а не иностранных работодателей. Ведь действующий Закон Украины О занятости населения предоставляет право получение оплаты услуг после подписания акта без уточнения плательщика. Такая норма прямо нарушает конвенцию Международной организации труда о частных агентствах занятости, согласно которой услуги частных агентств занятости должны оплачивать исключительно работодатели, даже при посредничестве в трудоустройстве за рубежом.

Иногда посредники вводят в заблуждение потенциальных трудовых мигрантов, предоставляя вместо услуг по посредничеству в трудоустройстве обычные информационно-консультационные услуги, что освобождает таких посредников от ответственности за свои действия. Любая информация и консультации о трудоустройстве за рубежом должны предоставляться бесплатно. К сожалению, граждане Украины не очень осведомлены в этом. Подобная практика, точно также как и взыскание средств за оформление транспортных, визовых и разрешительных документов, "продаётся" гражданам как что-то само собой разумеющееся, но это прямо нарушает действующее законодательство и международные договора. Отсутствие жалоб от самих граждан ограничивает возможности привлечения к ответственности посредников и лиц, которые мошенническими действиями нарушают права украинских работников.

Мы постоянно наблюдаем дискуссию об отсутствии перспектив трудоустроиться в Украине и возможностях реализовать себя только за границей. Многочисленная популяризация европейского рынку труда приводят к реакции наименьшего сопротивления – люди даже не пытаются трудоустроиться в Украине. В отдельных случаях посредники манипулируют эмоциями тотального недоверия к государству. Это приводит к тому, что граждане даже не пытаются проверять информацию о посредниках, а также об особенностях регулирования трудоустройства в определённой стране, следствием чего является торговля людьми.

Неэффективность работы государственных органов, которые имеют полномочия в сфере управления трудовой миграцией, приводит к чрезмерному популизму в данной сфере, предоставляя заинтересованным лицам дополнительные аргументы о преимуществах трудоустройства за рубежом. Государство пока что проигрывает эту борьбу. Сами работодатели также не принимают конкретных действий.

Всё это является эхом удобной позиции – возложение полной ответственной на государственные органы, оставляя лишь право требования за субъектами рынка труда. Но если изменить вектор формирования политики управления, готовы ли субъекты рынка труда, включая работников и работодателей, к тому, что государство проявит волю к формированию нового подхода к управлению трудовой миграцией с соответствующими правовыми и экономическими последствиями? Уверенна, что нет. Наоборот, обвинений будет поступать намного больше,чем когда государство обвиняют в пассивной позиции. Тем не менее, Стратегия государственной миграционной политики Украины до 2025 года, а также работа над новым законопроектом о содействии продуктивной занятости стают основанием для начинания нового подхода к управлению трудовой миграцией.

Показать ещё новости
Радіо NV
X