Почему нет желающих строить дороги в Украине

26 июля 2018, 15:00
Цей матеріал також доступний українською

У нас рынок дорожно-строительных работ только формируется и поэтому на нем не так много сильных национальных игроков.

В Украине есть два типа тендеров на строительства дорог. На первых борьба идет за кредиты "международных доноров" – например, ЕБРР или Мирового банка. Участники – в основном, зарубежные компании. На вторых строители сражаются за подряды, которые оплачиваются из государственного или местного бюджетов. На "международные" торги, как правило, приходит более десятка участников. На "местных" может быть 3-4 компании. Часто это звучит, как упрек. Почему нет конкуренции? "Чужих" не допускают? Все договорено? Все поделено?

Видео дня

Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.

Первое. У нас пока объективно в отрасли не так много сильных национальных игроков. Рынок только формируется. С 2013 по 2015-2016 года отрасль пережила страшный кризис. В 2010-2011 мы только немного восстановились после кризиса 2008-2009 годов, как грянул чемпионат "Евро- 2012". Мы и наши коллеги выполнили огромные объемы работ. Премьер и глава Укравтодора обещали, что со всеми рассчитаются. Не рассчитались. Десятки компаний оказались на грани банкротства, многие не смогли возобновить работу по сегодняшний день. Мы долго судились. Последние деньги по проектам под "Евро-2012" наша компания получила в 2017 году. В гривнах, по курсу 8 гривен за доллар. Без индексации. Только благодаря частным подрядам, режиму тотальной экономии, политике максимального сокращения издержек наша, а также другие национальные компании смогли выжить. В 2015 году началось оживление, в 2016 – 2017 ситуация еще более улучшилась. Сегодня рынок наконец-то вздохнул. Заработал Дорожный фонд, не только значительно увеличилось финансирование, но и появилась прогнозируемость. Возрождается рынок, появляются новые компании, создается материально-техническая база. Дайте еще год, и настоящая конкуренция придет.

А почему же тогда на "местные" тендеры не приходят иностранные компании? Потому что у нас по-прежнему огромные риски: политические, валютные, финансовые. Кроме того, по-настоящему больших инфраструктурных проектов по-прежнему нет. Дороги ведь нужно делать по всей Украине, а не тратить весь Дорожный фонд на какой-то из национальных коридоров стоимостью $2-3 млрд. Иностранная компания охотно идет на "международный" тендер, где ей платят в валюте, да еще и с гарантированным плановым финансированием при сконцентрированной работе в рамках одного объекта. Работать "в долгую" в гривне иностранцы пока не готовы – все уже привыкли, что после "затишья" у нас начинается период "курсовых качелей".

Но самое важное, иностранцам непонятна наша система ценообразования. Она не соответствует логике – ни европейским, ни турецким, ни даже африканским "правилам игры".

Прекрасная система ProZorro. Приходи, давай самую низкую цену, выигрывай. А дальше после побед на прозрачных торгах начинается возврат в невероятно забюрократизированную командно-административную систему. Давай-ка, дорогой победитель, сметы с подтверждением каждой затраты - от зарплаты до наименования механизма, на котором ты выполняешь работы. Но какая государству, как заказчику, разница – на чем я вожу щебень – на КАМАЗе или на Форде? Но приходит проверка, задает вопросы: подтвердите командировочные, зарплату, вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, вообще не связанную с выполнением работ. Нас обвиняют в завышении затрат. Рабочие живут в нормальных условиях – мы платим за ночлег не 50, а 200 гривен, – снова претензии. Опять – "а ты докажи!".

Допустим, мы купили щебень на таком-то карьере по 300 грн за тонну. Приезжает проверяющий и говорит: в это время можно было на другом карьере купить щебень за 250 грн/тонна. А есть ли у "того" карьера достаточные объемы щебня? Может ли "тот" карьер вообще произвести нужное количество, хватает ли на это производственных мощностей, обеспечить логистику в условиях тотальной нехватки ж/д вагонов, предоставить отсрочку платежа? Никого это не интересует!

Во всем цивилизованном мире заказчика не волнует, каким образом ты выполняешь работу – главное, что ты построил качественно, в срок и выполнил весь проектный объем работ. На финише и на промежуточных этапах сдачи производится технический надзор со стороны независимых инженерных компаний – проверяются объем и качество выполненных работ, а также их соответствие цене, которую ты предложил в ходе тендера. Никаких накладных, табелей, наряд-заданий, товарно-транспортных накладных. У нас же государство определяет даже твою норму прибыли, которая привязана к трудоемкости выполнения работ. Прибыль может составлять 1%, а может 0,2%-0,5%. Абсурд! Как с такой прибылью компания может развиваться, покупать новую технику?

Участники отрасли неоднократно обращались с этой проблемой на все уровни. Необходимо, наконец, привести эту систему к международным стандартам. Нас поддерживает Укравтодор, Министерство инфраструктуры, Офис реформ. Все поддерживают. Это бы существенно облегчило работу всем, убрало коррупционные риски, сняло давление на бизнес. И, в конечном счете, увеличило конкуренцию.

Но наши предложения застряли на уровне Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ. Армии чиновников реформа не выгодна. Что они будут проверять? Бесчисленные сметные отделы можно будет сразу сократить в два раза.

Мы хотим больше конкуренции? Пожалуйста – не точечно, а глобально меняем систему координат, в которой существует рынок. Поверьте, украинские крупнейшие игроки рынка не боятся конкуренции. Мы уже достаточно в себе уверены, нам мешают развиваться не иностранцы, а свой родной украинский чиновник.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X