Почему люди работают на вас

22 мая, 14:40
Цей матеріал також доступний українською

Три признака успешной компании. Открытие Михая Чиксентмихайи

Что делает человека настоящим лидером? Главная задача компании — приносить прибыль, без этого ее существование невозможно. Но стоит задуматься, что мотивирует людей работать в вашей компании. Кроме зарплаты. Люди будут работать за деньги, но через некоторое время скажут, что этого недостаточно.

Как повести людей за собой

В течение истории все выдающиеся лидеры: Черчилль, Чингисхан и др. — имели две функции в отношении своих последователей. Во-первых, люди принимают лидеров потому, что они делают что-то для них. Например, Чингисхан всегда предоставлял людям снаряжение, говорил, в каком направлении двигаться и объяснял, как выиграть войну.

Во-вторых, люди были преданы лидеру потому, что он делал все вокруг содержательным. Они придавал их работе значение. Их последователи понимали, почему они должны строить этот город или воевать в этой войне. Сейчас придать работе людей смысл гораздо труднее.

Три секрета успешности компании

Мой учитель, Чиксентмихайи открыл, что все успешные компании в Америке соответствуют трем требованиям. Во-первых, они прибыльны — это минимальное требование. Далее следует выяснить, насколько люди, которые на вас работают, наслаждаются работой. И создали ли вы среду, в которой люди будут находить новые решения и любить работу не потому, что за нее платят, а из-за самой работы.

А в-третьих, то, чем занимается компания, должно приносить пользу обществу и человечеству в целом. Потому что твое существование на планете не имеет значения, если ты не делаешь жизнь на ней лучшей или интересной.

Что такое «Оптимальный опыт»

Чиксентмихайи использовал понятие «Оптимальный опыт» в течение дня — то, что происходит в дни, когда мы чувствуем себя действительно счастливыми. Для обозначения этого опыта он использовал термин «поток».

Когда люди работают в состоянии «потока», они креативны и довольны тем, что они делают. Их работа может не обязательно быть чем-то значимым, но люди находят внутреннее удовольствие в исполнении задач, которые перед ними стоят.

Новое поколение требует новых методов

В странах Центральной Европы, постсоветских странах, странах Азии нередко используются старые модели управления, которые больше не работают. В средней прослойке менеджеров в возрасте 30−40 лет нет ролевых моделей из предыдущих поколений и не хватает инструментов для того, чтобы управлять своими подчиненными.

Здесь еще есть компании, которые руководствуются управленческими моделями, заимствованными из социалистических времен или имеющие жесткий и агрессивный стиль управления. Но их подчиненные — молодежь в возрасте 20−35 лет ожидают современных и демократических форм организации работы. И если им не нравится старый подход к управлению, они уходят из компании.

Новейшие симуляции в бизнес-образовании

На базе теорий Чиксентмихайи мы создали бизнес-игру Fligby. Игра позволяет менеджерам проверить свои управленческие компетенции и научиться выстраивать отношения с командой. Два года мы писали сценарий и год снимали фильм и делали саму игру. В этой игре мы обучаем менеджеров как ввести команду в то, что называется потоком. Игрокам предлагается попробовать себя в качестве менеджера винной компании, переживающей трудные времена.

Саму игру можно сравнить с симулятором для пилотов. Вы можете упражняться в различных стилях лидерства, получить мгновенный фидбэк относительно ваших решений, но ваши решения и ошибки не будут иметь реальных последствий.

На развитие лидеров нередко не хватает средств. Конечно, хорошее образование стоит дорого, но невежество — еще дороже.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал