Почему компании в Украине получают сверхприбыли

15 ноября, 18:00
537
Цей матеріал також доступний українською

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) начал расследование факта изменения тремя крупнейшими мобильными операторами страны – Киевстаром, Vodafone Украина и lifecell – расчетного периода в тарифных планах.

Мобильные операторы изменили расчетный период оплаты с одного месяца на 28 дней. В результате такого сокращения получилось, что год состоит из 13 месяцев. В целом за 12 месяцев абонентам таких тарифных планов придется оплатить связь 13 раз.

Вследствие изменения расчетного периода доход Киевстара вырос на 139 млн гривень и это только за второй и третий квартал. Lifecell заработал больше на 40 млн гривень. У Vodafone прибыль должна была вырасти еще больше, потому что оператор первым изменил тарификацию звонков. Точная цифра выручки пока не известна, потому что компания не опубликовала квартальную отчетность, но по предварительным оценкам экспертов сумма равна 200-250 миллионов гривен.

Произошли изменения тарификации всего лишь за два дня в месяц и у компаний настолько выросли доходы. Это говорит о том, что рынок мобильной связи разделен между тремя операторами. Когда рынок работает в условиях олигополии, тогда даже маленькое колебание цен приводит к резкому росту доходов.

Олигополия – это когда на рынке представлены от двух до семи игроков. Например, рынок нефтепродуктов – типичная олигополия. На рынке автомобильных заправок присутствуют всего пять-шесть крупных сетей. Та же ситуация на рынке мобильной связи.

Антимонопольный комитет открыл специальный отдельный отдел расследования повышения тарифов телекоммуникационными компаниями. АМКУ собирается проверить законно ли такое повышение оплаты услуг. Если мобильные операторы действовали вне закона, то к ним будут применены санкции.

Выхода из сложившейся ситуации есть два. Первый – государство должно создать максимально благоприятные условия на рынке для того, чтобы появлялись новые мобильные операторы. Когда они появятся, то будет расти конкуренция. Чем больше конкуренция, тем выгоднее потребителю. Улучшается сервис, растет качество, а цена остается приемлемой.

Вторая важная вещь – это жесткий контроль за работой мобильных операторов со стороны АМКУ. Олигополия во всех странах мира находится под пристальным вниманием антимонопольных органов.

За руководителями таких компаний постоянно наблюдают, и они находятся под "колпаком" у государства. Антимонопольный комитет должен иметь рычаги влияния, чтобы осуществлять контроль за компаниями, которые являются олигополистами на рынке. Сегодня АМКУ должен показать существует контроль за олигополией в нашей стране или нет.

В свое время ситуация на рынке нефтепродуктов закончилась ничем. АМКУ расследовал дело, выписал несущественный штраф, который, к тому же, обжаловали в суде и на этом дело закончилось. Если здесь ситуация сложится так же, то не будет никакого снижения цен. А оно должно быть.