Можно ли доверить свои данные искусственному интеллекту

24 декабря 2019, 15:15

Сегодня организации обладают зеттабайтами данных, но не могут должным образом управиться с ними

2019 год подходит к концу, и мы видим, что бизнес хорошо приспособился к изменениям, а цифровая трансформация — основной тренд, к которому присоединились почти все организации. Она настолько вошла в мейнстрим, что 40% инвестиций в технологическом секторе направляются именно на цифровую трансформацию. По оценкам IDC, в 2019 году бизнес во всем мире потратит на нее около 2 трлн долларов США.

Видео дня

Но в публичной плоскости цифровая трансформация для многих остается элементом хайпа — чем-то непосредственно связанным с повальной миграцией компаний от локального размещения ресурсов к облаку. К сожалению, простого и исчерпывающего ответа на то, что такое цифровая трансформация, эти процессы не дают.

Настоящим центром цифровой трансформации выступают данные. Сложно представить себе этот объем, но к 2020 году к интернету будет подключено около 30 млрд разнообразных устройств.

Чтобы осознать, насколько велико количество данных, которые они генерируют, достаточно лишь нескольких цифр: ежеминутно пользователи размещают в Instagram почти 50 000 фото, за это же время на YouTube просматривается более 4 млн видео, в мессенджерах отправляется свыше 12 млн текстовых сообщений, а в сервис Weather Channel поступает более 18 млн запросов о прогнозе погоды. Об этом информирует компания Domo в своем исследовании Data Never Sleeps. Эксперты подчеркивают, что к 2020 году в пересчете на каждого жителя Земли ежесекундно будет генерироваться 1,7 МБ новых данных.

Ежеминутно пользователи размещают в Instagram почти 50 000 фото, за это же время на YouTube просматривается более 4 млн видео, в мессенджерах отправляется свыше 12 млн текстовых сообщений, а в сервис Weather Channel поступает более 18 млн запросов о прогнозе погоды

Такое количество информации создает настоящий цифровой хаос и путаницу, оставляя большое пространство для злоупотреблений и повышая риски для инвестиций в цифровой сфере. В то же время данные, находящиеся под наблюдением человека, являются самой большой ценностью, которую следовало бы использовать с целью создания конкурентных преимуществ, роста бизнеса, более полного понимания своего потребителя и совершенствования средств, с помощью которых происходит взаимодействие с ним.

Именно освоение больших объемов данных и получение выгоды от них и является главным секретом цифровой трансформации. Дальнейшее развитие технологической сферы заключается не в эволюции устройств, хотя она тоже продолжится. Качественный рывок обеспечит прежде всего интеллект, интегрированный непосредственно в данные, и распространение таких «умных» данных на все сферы человеческой деятельности.

Сегодня организации обладают зеттабайтами (1021) данных, но не могут должным образом управиться с ними. Одна лишь способность к быстрой обработке данных — уже не единственное мерило эффективности работы с информацией. Бизнес должен в разумные сроки выявлять ценность, скрытую в больших массивах данных, и использовать их для совершенствования собственного продукта или сервиса, удовлетворения запросов потребителя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но способен ли это обеспечить классический подход к системам работы с данными? Очевидно, нет. Можно утверждать, что сегодня мы проходим экватор, за которым человек теряет возможность эффективно обслуживать IT-системы. И наращивание численности персонала по их обслуживанию больше не дает ожидаемого эффекта.

Если раньше ключевые проблемы IT-систем при работе с данными решали средства автоматизации, то сейчас мы должны переходить от автоматизированных систем к автономным, способным к самообслуживанию, самозащите и самосовершенствованию без участия человека. Единый уровень данных вместо разрозненной структуры, демократизация данных с использованием машинного обучения и искусственного интеллекта, а также автономизация — вот три столпа, на которых должна строиться новая система управления данными.

Примеры внедрения таких инноваций уже сегодня помогают реальному бизнесу достигать роста. Так, благодаря им, компания Santiveri, производитель органических продуктов питания, напитков и косметических продуктов из Испании, смогла существенно улучшить понимание собственного бизнеса. Умные данные демонстрируют, какие продукты лучше продаются и где именно: в каком магазине и в какое время суток. Такая детализация позволяет оперативно направлять ресурсы на поддержку продаж именно там, где это необходимо. Как следствие — повышается качество сервиса для клиентов и растут продажи.

Быстрая обработка больших объемов данных критически важна для многих современных сервисов. Например, бизнес по экспресс-доставке SEUR (Испания) генерирует при отслеживании заказов на пути к клиенту более 2,5 млн транзакций в день. Оперативность обработки этого огромного массива и способность предоставлять персонализированные сведения партнерам, сотрудничающим с компанией по франчайзинговой модели, тоже стали возможными благодаря интеллекту, интегрированному в данные.

Использование интеллектуальных баз данных, содержащих механизмы самообслуживания и самовосстановления, позволяют высвободить кадровые ресурсы, которые ранее тратились на рутинные задачи, связанные с обслуживанием системы. Теперь внимание сотрудников сосредоточено главным образом на инновациях и совершенствовании бизнес-процессов.

Преимущества машинного интеллекта при обслуживании баз данных эффективно применяют и государственные организации. Например, отдел информационных ресурсов Национального института обработки информации Польши предоставляет Министерству науки и высшего образования данные и аналитику, которые помогают предсказать сферы исследований, наиболее востребованные бизнесом в ближайшем будущем, выявить возможные пробелы и определить время, необходимое будущим выпускникам на поиск работы.

Сферы, в которых интеллектуальные решения по управлению данными уже нашли эффективное применение, не ограничиваются указанными. Сегодня это еще и цифровой дизайн, электронные платежи, ТВ-коммерция, цифровой консалтинг, логистика и складская деятельность, медицинские услуги и системы «умного» города, предлагаемые в наиболее технологически развитых странах мира.

Именно сочетание искусственного интеллекта, который освобождает человека от необходимости выполнять рутинные задачи по обслуживанию IT-систем, с облачными технологиями, — это ключевое направление развития средств управления большими данными в ближайшем будущем. Учитывая, что к 2025 году почти половина (49%) данных будут находиться в облаке, инвестирование в такое направление является стратегически важным для любого бизнеса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X