Конкуренция — это не всегда хорошо. Почему финтех-стартапы опережают классические банки

11 января, 21:15
НВ Премиум

У меня для вас плохая новость — большинство советов из бизнес-книг ничем не помогут предпринимателю. Возьмем, к примеру, банковский сектор.

В бизнесе нет и не может быть единственно верного подхода, не существует общепринятой модели успеха. Это вполне очевидные тезисы, которые можно прочесть в сотне книг и услышать от тысяч предпринимателей. Самое большее, на что может опереться как начинающий, так и уже состоявшийся бизнесмен — некие общие принципы.

Видео дня

Но я к вам с плохой новостью: большая часть из того, что вы могли прочесть в книгах или вдохновляющих историях успеха уже не работает. Скорость, с которой меняется мир, бизнес и экономика настолько высока, что следовать правилам и устоявшимся законам не просто бессмысленно, а даже вредно. Возьмем, например, банки. Мне, как банкиру, эта тема особенно близка.

После недавней финтех-конференции я всерьез задумался над вопросом, что такого есть у финтех-стартапов, что дает им преимущество перед классическими банками. Почему крупнейшие розничные банки с их колоссальными ресурсами не в состоянии навязать борьбу двум-трем необанкам. Они обновляют сайты и приложения, запускают вполне жизнеспособные продукты, иногда даже становятся пионерами в каких-то направлениях, но спустя время снова оказываются немного позади.

Классическая модель

Мне кажется, я знаю ответ на этот вопрос — банки слишком консервативны. Они слишком преданны классической модели управления, внутренней структуре и иерархии.

Конечно, правы будут и те, кто вспомнит о чрезмерной зарегулированности банковского сектора. Финминотринг, комплаенс, риски, валютный контроль, многокомнатные архивы и тонны бумаги. Стратегии, набсоветы, комитеты. Крупный банк с легкостью может посоревноваться в бюрократии с каким-нибудь министерством. Но дело далеко не только в этом. Бюрократию вполне можно свести до минимума простыми управленческими решениями. Да и технологии постепенно сглаживают самые острые углы.

Гораздо хуже, на мой взгляд, что банки ревностно охраняют старую модель управления. Сначала они отделяют саппорт от бизнеса на бэк- и фронт-офис. А потом последний дробят на отдельные направления. Так появляются розничный и бизнес-департаменты, структура по работе с МСБ. Кажется, что это вполне логично: совершенно разные типы клиентов, другие подходы, коммуникации. Но, похоже, именно такой принцип делает классические банки уязвимыми перед вызовами времени.

Когда конкуренция — это зло

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X