Предупредить лучше, чем лечить. Как защитить украинские дороги

28 декабря 2019, 10:00
Цей матеріал також доступний українською

Плохие дороги нужно не только ремонтировать, но и защищать

Трудно найти в Украине человека, которого бы так или иначе, не затрагивал тему дорог. Это маркер национальной неизбывной тревоги. Однако, в большинстве случаев, все связанные с этой темой проблемы сводятся к двум главным задачам: строительство и ремонт дорог. Но с дорогами как в медицине — лечения мало, нужно предупреждение возникновения болезни.

Видео дня

Давайте представим, что эти две задачи мы решили за год: новые автодороги проложены, старые — отремонтированы. Что дальше?

Эффект этих изменений просуществует недолго. Интенсивность разрушения дорог в Украине настолько высока, что уже через год-другой от ремонтных работ останется только теплая человеческая память. Я подвожу к тому, что устранение последствий отнюдь не решает проблемы. Стоит устранять причины разрушения — проект «Взвешивание в движении» (Weight in motion, WiM) создан именно для этого.

Причина: что разрушает украинские дороги

Основной негативный фактор разрушения дорог — это грузовые транспортные средства, которые не придерживаются установленных ограничений по допустимой массе груза и/или нагрузки на ось. Доля грузовых автомобилей на дорогах Украины составляет лишь 10% от всех транспортных средств, однако именно они наносят более 90% ущерба для покрытия дорог, образуя колейности, выбоины и трещины.

Перегрузка транспортного средства даже на 30% приводит к росту разрушительного воздействия на дорогу в 10 раз.

Перегрузка транспортного средства даже на 30% приводит к росту разрушительного воздействия на дорогу в 10 раз. Реальная причина разрушения автодорог перед нами. Наличие только одного перегруженного грузовика на дороге уменьшает возможный срок ее эксплуатации втрое быстрее за одинаковый промежуток времени.

Решение: что такое «Взвешивание в движении»

Взвешивание в движении (Weight in Motion) — это современная умная система комплексного сбора данных о транспортных средствах, движущихся по автомобильным дорогами: дата и время проезда, температура воздуха и дорожного покрытия, полоса и направление движения, скорость движения и государственный номерной знак, габаритные размеры, расстояние между осями, общая масса и ее распределение по осям. Кроме автоматической фиксации нарушений, система WiM также позволяет получать комплексную информацию об интенсивности движения и составе транспортных средств — для планирования строительных работ и расчета потенциальных расходов.

На сегодня в Украине уже построено пять площадок для взвешивания в движении. Всего в рамках пилотного проекта WiM предусмотрена установка шести площадок на наиболее нагруженных подходах к городу Киеву: на дорогах М-01, М-03, М-05, М-06 и М-07. Стоит отметить, что реализация пилотного проекта является результатом сотрудничества Укравтодора с международными партнерами, в частности, Международным банком реконструкции и развития.

По условиям пилотного проекта WiM система будет работать в режиме «предварительного отбора» транспортных средств, в отношении которых было зафиксировано нарушение установленных норм по:

● нагрузке (фактическая масса, осевая нагрузка)

● габаритным нормам (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства);

● превышение установленных ограничений скорости движения;

● уклонение от проведения измерений любыми маневрами (ускорение, торможение, изменение расположения транспортных средств на дороге, нарушение установленной дистанции и т. д.).

Ожидаемый результат: спасены дороги и жизнь

Задача системы WiM — убрать с украинских дорог перегруженные грузовики. Это позволит сохранить высокие транспортно-эксплуатационные характеристики дорог, которые были отремонтированы и построены за последние годы. Также стоит помнить о том, что ремонт автодорог осуществляется за деньги украинцев и именно мы в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы эти средства использовались как можно эффективнее.

Кроме фактора разрушения дорог надо говорить о том, что перегруженный транспорт — это угроза для участников дорожного движения. Если в случае экстренного торможения обычный грузовик сохраняет длину тормозного пути в пределах нормы, то перегруженный — превышает его вдвое. Поэтому каждый водитель должен помнить о том, что выезжая на перегруженном грузовике на дорогу он фактически ставит под угрозу жизни других участников дорожного движения.

Именно поэтому важно, чтобы пилотный проект WiM как можно скорее перешел на общенациональный уровень. В планах — разработать программу распространения системы взвешивания в движении на всю сеть автомобильных дорог Украины, в приоритете — порты и весь Юг Украины. Отдельное внимание будет уделено разновидности системы WiM, устанавливаемой на мостах, для которых перегрузка может быть фатальной.

Последствия для нарушителей

Как уже отмечалось, в настоящее время пилотный проект WiM работает в режиме преселекции и первичного сбора информации. То есть система обнаруживает перегруженный транспорт, фотографирует его, а также фиксирует время, номерной знак и другую важную информацию. В ближайшее время будет заключен меморандум между Укравтодором, Национальной Полицией и Укртрансбезопасностью об обмене информацией о выданных согласованиях на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также нарушениях норм веса и габаритов.

Не стоит забывать о том, что уже с 25 сентября этого года вступили в действие два важных для борьбы с разрушением дорог закона:

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» — этот закон ужесточает штрафы за движение на перегруженных грузовиках по дорогам. Отныне за превышение установленных габаритно-весовых норм без соответствующего разрешения на более чем 20% владельцу транспортного средства придется заплатить штраф в размере 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (34 тыс. грн);

— Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно источников формирования государственного дорожного фонда», который направляет половину поступлений от штрафов на перегрузку в дорожный фонд на ремонт и реконструкцию дорог.

И напоследок, в качестве дополнительной меры предостережения для злостных нарушителей, еженедельно на странице проекта WiM Взвешивание в движении в Facebook мы будем выкладывать видео-список ТОП-10 перегрузок. С фотографиями, нарушением нормы нагрузки и датой фиксации. Надеемся, что распознав себя на видео, водитель несколько раз подумает над тем, стоит ли садиться в перегруженный грузовик, а владельцы логистических компаний и крупный бизнес пересмотрят свои стратегии перевозок по стране.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X