Как избавиться от плохих дорог. Что сдерживает дорожную отрасль

11 сентября 2020, 12:06

Система ценообразования в дорожном строительстве родом еще из советского прошлого. Это ограничивает конкуренцию и создает пространство для коррупции.

В отличие от внешних символов советского наследия на фасадах зданий и в названиях улиц и городов, в законодательстве Украина все еще не избавилась многих рудиментов прошлого. Одна из таких устаревших норм — ресурсный метод ценообразования в дорожном строительстве, что является нонсенсом в мире и ограничивает конкуренцию на рынке. Поэтому отечественная модель ценообразования в строительстве автодорог требует значительного усовершенствования.

Видео дня

Устаревший ресурсный метод

Нынешняя система ценообразования — это еще наследство с советских времен. Тогда не существовало конкуренции, поэтому никто не интересовался ни стоимостью, ни качеством проведенных работ. Признаком же современного мира — являются быстрые изменения. А успех человека, отрасли — это еще и постоянное совершенствование. А если мы до сих пор смотрим в прошлое, то точно остаемся в нем.

Таким рудиментом прошлого является ресурсный метод расчета стоимости строительства или ремонта автомобильных дорог.

Его суть в том, что он требует обоснования каждой составляющей сметы. К примеру, при выигрыше в тендере подрядчик должен сформировать в системе закупок договорную цену, в которой подробно расписаны данные о стоимости материалов, заработной плате работников, затратах на логистику и другие параметры. Далее подрядчик строит дорогу, однако если в итоге какой-то из ценовых показателей превышен — заказчик отказывается принимать работы. Это создает поле для коррупции и давления на подрядные организации со стороны контролирующих органов. И это абсолютно не соответствует европейской практике.

В развитых европейских странах все гораздо проще — компания — победитель тендера выполняет работы в рамках выигранной цены, при этом, заказчика не волнуют детализированные составляющие сметы и источники их происхождения. Его беспокоит лишь соблюдение подрядчиком выполнения договора в пределах фиксированной цены, качество и своевременность выполнения работ.

То есть, если подрядчику удастся сэкономить на логистике или других статьях расходов, но при этом остаться в пределах фиксированной суммы, ему останется уплатить налоги с разницы. При этом заказчика не будет беспокоить такая оптимизация хозяйственной деятельности исполнителя работ. Таким образом, происходит win-win в сфере, при котором выигрывают обе стороны: государство, получающее налоги и подрядчик, у которого увеличивается рентабельность.

Однако действующий в Украине ресурсный подход работает не на пользу государству и бизнесу. Он ограничивает доступ подрядчиков с ведущими технологиями, которые могут уменьшать расходы на отдельных статьях сметы в процессе выполнения работ. Кроме того, эта норма сильно бюрократизирует управленческие процессы, ведь требует от компаний держать штат людей для того, чтобы регулярно сдавать заказчику так называемые «процентовки» (акты выполненных работ). И это точно не стимулирует предпринимателей платить налоги и создает поле для давления на бизнес со стороны правоохранителей.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Именно поэтому, вопрос ценообразования в дорожном строительстве требует урегулирования и принятия соответствующих законодательных актов, которые будут соответствовать европейским и мировым нормам.

Дисбаланс функций

Сейчас Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины занимается разработкой методики и нормативов определения стоимости строительства, текущего ремонта и эксплуатационного содержания автомобильных дорог. Однако, министерство достаточно формально относится к подходам в дорожном строительстве как к одному из видов строительной деятельности и не учитывает специфики отрасли.

Поэтому, для того, чтобы новые принципы были распространены на все дорожные закупки необходимо передать эти полномочия в Министерство инфраструктуры и Укравтодор, которые формируют и обеспечивают реализацию государственной политики в дорожной сфере.

Законодательная основа для этого была заложена в законопроекте 2234. В частности, он предусматривает отмену нормативного регулирования отдельных составляющих стоимости дорожных работ на стадии составления договорной цены и применения ресурсного метода только на этапе составления сметной документации.

Таким образом, отечественная модель ценообразования в этой сфере будет адаптирована к лучшим мировым практикам и создаст законодательный фундамент для дальнейшего наращивания темпов строительства и ремонта автомобильных дорог.

Этот документ сейчас находится на рассмотрении парламентского комитета по вопросам транспорта. Национальная ассоциация дорожников Украины находится в постоянном диалоге с профильным парламентским комитетом и надеется, что доработанный вариант документа будет принят народными депутатами в текущем году.

Также необходимо пересмотреть и подход, согласно которому ключевым параметром для определения победителя закупки в дорожной сфере является уровень цены. В отличие от случаев закупки простых, стандартизированных товаров и услуг, в дорожном строительстве, особенно для дорог государственного значения, цена не может быть единственным критерием. Нужно учесть также наличие соответствующего опыта, необходимого количества техники и работников.

Кроме того, необходимо учесть уровень привлечения отечественного персонала, а также уровень налоговой конверсии — объем средств, которые подрядчик вернет государству в виде налогов. В частности, стоит обратить внимание на режим ввоза иностранной техники для выполнения работ в Украине: из-за возможности временного ввоза, иностранные компании, в отличие от украинского бизнеса, не платят ввозные налоги и пошлины за такие машины и механизмы, получая необоснованное конкурентное преимущество. В европейской и мировой практике стандартным является подход, при котором компании, возвращающие средства в экономику в виде налогов, получают за это дополнительные «очки» при рассмотрении их тендерных предложений.

Надеюсь, что голос бизнеса будет услышан и вышеупомянутые предложения будут учтены. Это позволит и компаниям, и заказчикам планировать свою работу и развитие по более приближенными к европейским стандартам правилам.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X