Малый бизнес – это не серьезно

0 комментировать
"Малый бизнес – это не серьезно". Так считают многие менеджеры, которые работают в крупных украинских и западных компаниях. Я это знаю, потому что сам так думал

Но в определенный период жизни у меня появилась возможность непосредственно столкнуться с малым бизнесом, и даже в нем поработать. Это стало "культурным шоком".

Мой опыт в малом бизнесе пришелся на время, когда в Украине в разгаре была война. Знакомые, работающие в крупном системном бизнесе, соревновались в негативных прогнозах, обменивались информацией о потерях – у кого больше. И перспектив никто не видел. Зарубежные штаб-квартиры также махнули на украинский рынок рукой, переведя представительства в состояние анабиоза.

Другое настроение царило в украинском малом бизнесе. Никто не говорил про кризис, а просто работали. 3D принтеры во всю делали детали для производителей квадрокоптеров и запчасти для сантехники и сельхоз машин. Кто-то разрабатывал оригинальные игрушки для детского развития, а кто-то лампы из дерева и продавал через Amazon. Настроение у всех было оптимистическое, все находились в ожидании какого-то прорыва в будущее.

Это заставило меня по-другому взглянуть на малый бизнес. Слова о том, что в развитых странах большаю часть ВВП производится малым бизнесом, обрели для меня реальный смысл. В США малый бизнес – это 99% фирм, которые обеспечивают более половины рабочих мест. В Польше МСБ дают 48,5% ВВП и 70% рабочих мест, Хотя в разных странах определение малого бизнеса может отличаться от нашего.

Но, чтобы малого бизнеса было больше, его нужно поддерживать. На недавней сентябрьской встрече бизнес-ассоциаций с президентом Петром Порошенко и премьер-министром Владимиром Гройсманом представитель малого бизнеса задал вопрос по поводу сохранения упрощенной системы налогообложения. И президент, и премьер уверили, что понимают важность малого бизнеса и сохранят существующую систему. И это хорошо.

Однако, действительность более сложна. Систему, которая разработана специально для поддержки малого бизнеса, используют также некоторые крупные бизнесы для "законного" уменьшения налогов. Так, покупая товар в крупных магазинах, мы часто получаем чеки от имени "частных предпринимателей". Эта ситуация, естественно, беспокоит тот крупный бизнес, который платит налоги, как положено крупному бизнесу.

Подобное использование упрощенной системы дискредитирует хорошую по своей сути идею поддержки малого бизнеса, так как ставит крупные компании в неравные условия – а это категорически противопоказано рыночной экономике.

Так как же решить эту проблему. Чтобы, с одной стороны, не создавать неравные условия, с другой – не загубить малый бизнес?

В первую очередь, необходимо нам всем, всему обществу, принять – налоги нужно платить. Ведь все понимают, что инфраструктура и другие общественно полезные вещи, которыми пользуются все и которые улучшают качество жизни, делается на налоги.

Но мы также предполагаем, почему люди не очень спешат платить налоги. Большая проблема – доверие к государственным институтам, которые эти налоги используют. За многие годы мы видели столько примеров воровства и коррупции, что не удивительно, что люди разуверились в системе. Но это можно изменить.

Один из инструментов – коммуникация с налогоплательщиками. Встреча с бизнесом, которую проводили президент и премьер, и была, в том числе, на это направлена. Справедливости ради нужно отметить, что, по словам президента Американской торговой палаты Энди Гундера, диалог бизнеса с украинской с властью сейчас лучший за последние 25 лет.

Но только встречами отношения не изменить. Поэтому, несмотря на общее позитивное восприятие от встречи, в кулуарах слышался скепсис: "опять одни обещания". Нужно еще многое сделать, чтобы люди поверили, – результаты борьбы с коррупцией, приватизацию государственных предприятий и тд. И тогда налоги будут платиться гораздо охотнее.

А что касается вопроса – как оставить систему помощи малому бизнесу, и при этом не давать злоупотреблять большому, – есть хорошая новость: в других странах эти проблемы решаются. Так что необходимо изучить лучшие практики, адаптировать, провести общественное обсуждение и внедрить.

Опыт успешных стран показывает, что развитый малый бизнес – это не только гарантия устойчивого развития экономики, но и демократической политической системы. Ведь малый бизнес – основа для формирования среднего класса.

Но в малом бизнесе также должны быть заинтересованы и крупные компании. В основе современной конкурентной экономики лежит аутсорсинг. Крупные компании свои бизнес-функции, которые не являются ключевыми, передают на обслуживание внешним компаниям. Это мировая тенденции. Это экономически выгодно. Но для реализации необходимо иметь выбор из большого числа малых фирм, которые смогут предоставлять услуги хорошего качества.

И в завершение. Действие малого предпринимательства на кризисную экономику похоже на действие пенициллина на больной организм – грибок живет своей жизнью, да к тому же выделяет полезные продукты, которые лечат человека. Так и частные предприниматели. Несмотря на кризис, они продолжали заниматься делом, производили полезный продукт, обеспечивали свои семьи и трудоустраивали других. И ничего не просили от государства. В отличии от больших холдингов.

И если мы хотим лелеять и развивать такой полезный малый бизнес, то будут уместны рекомендации из микробиологии: "создавать питательную среду и не трогать грязными руками". Тогда всем будет хорошо.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: