Навигатор законодательных изменений. Будут ли платить украинские экспортеры 400 млн евро в год за выбросы углерода?

27 января, 09:01

Климатическая трансформация европейского законодательства ускоряется, но Украина удерживает темп.

В июле 2021 года Европейская комиссия представила климатическую программу «Fit For 55» — пакет законов, целью которого является сокращение выбросов парниковых газов в ЕС на 55% к 2030 году. Как мы ранее писали, эта климатическая программа внедряет механизм пограничной углеродной корректировки (Сarbon Border Adjustment Mechanism или СВАМ). Сущность СВАМ состоит в том, что поставщики углеродсодержащих товаров, производство которых находится за пределами ЕС, должны платить дополнительные средства при ввозе таких товаров в ЕС.

Видео дня

Таким образом, украинские экспортеры металла, цемента, удобрений и электроэнергии (продукции, производство которой сопровождается выбросами углерода) в ЕС обязаны будут приобретать СBAM-сертификаты. Если европейское законодательство по СВАМ будет принято и утверждено в предложенной Европейской комиссией редакции, украинские экспортеры должны будут платить в бюджет ЕС средства за содержание углерода в экспортируемой продукции около 400 млн евро ежегодно.

Может ли предложение Европейской комиссии по СВАМ измениться?

Да. После того, как в июле 2021 года проект документа Европейской комиссии, определяющий правила СВАМ, был обнародован на сайте этого органа, заинтересованный бизнес, правительства государств могли оставлять свой отзыв относительно такой инициативы. Период для отзывов закончился в ноябре 2021 года, и проект документа был передан в Европейский парламент. Окончательный текст документа должен быть согласован Европейским парламентом и Советом, обладающим правом предложить изменения в документ.

5 января 2022 года докладчик Комитета Европейского парламента по окружающей среде подготовил проект отчета по СВАМ со своими поправками и представил его для обсуждения в комитете. Европейское сообщество называет этот отчет «overhaul» или «капитальный ремонт», поскольку он предлагает внести несколько радикальных изменений в текст, предложенный Европейской комиссией.

Какие изменения предлагает главный докладчик Комитета Европейского парламента по окружающей среде к проекту законодательной инициативы по СВАМ, который подготовила Европейская комиссия?

1. Расширение сферы применения СВАМ: включение новой продукции и косвенных выбросов углерода

Июльское предложение Европейской комиссии по CBAM касалось такой углеродсодержащей продукции, как металл, цемент, удобрения и электроэнергия и только прямых выбросов углерода, выделяющихся в процессе производства соответствующих товаров. Тем не менее, проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает также внести органические химические соединения, водород и полимеры, а также распространить CBAM на косвенные выбросы, например, выбросы, образующиеся от электроэнергии, используемой для производства этих товаров.

Следовательно, теперь и украинские экспортеры органических химических соединений и полимеров в ЕС должны обратить внимание на новое СВАМ-регулирование.

2. Более быстрое внедрение CBAM — уже с 2025 года

В предложении Европейской комиссии указано, что экспортеры должны будут отчитываться о выбросах углерода, содержащихся в их продукции, с 2023 года по конец 2025 года, а с начала 2026 года должны приобретать СВАМ-сертификаты, то есть фактически оплачивать средства в бюджет ЕС. Таким образом, Европейская комиссия предлагала два года переходного периода для внедрения СВАМ. ( 2023−2025). Однако проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает сократить переходный период на один год (2023−2024), чтобы CBAM мог полностью применяться с 2025 года.

3. Единый централизованный орган CBAM

Согласно предложению Европейской комиссии, продавать CBAM-сертификаты, проверять СВАМ-декларации могли национальные органы 27 стран-членов ЕС. Проект отчета предлагает создать один централизованный орган CBAM, поскольку такая децентрализованная система может привести к злоупотреблениям и иметь неравномерные темпы внедрения CBAM-регулирования.

4. Использование доходов от CBAM для помощи менее развитым странам

По задумке Европейской комиссии, средства от продажи СВАМ-сертификатов должны поступать в бюджет ЕС. Проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает использовать доходы от CBAM для финансовой поддержки менее развитых стран на их пути к декарбонизации. Такая финансовая поддержка должна быть по меньшей мере эквивалентна годовому доходу, полученному от продажи сертификатов CBAM.

Какова дальнейшая судьба акта по СВАМ?

Ожидается, что проект отчета будет обсуждаться в Комитете Европейского парламента по окружающей среде в феврале 2022 года. Голосование в Европейском парламенте прогнозируется на апрель 2022 года, где будет сформулирована позиция парламента для дальнейших переговоров с Европейской комиссией и Европейским Советом. Предполагается, что акт будет принят в окончательной редакции во время председательства Франции в Совете Европейского Союза, которое истекает 30 июня 2022 года.

А что Украина?

Амбициозные цели ЕС созвучны с климатической политикой, которую Украина реализует после ратификации в 2016 году Парижского соглашения, принятого на смену Киотскому протоколу. В июле 2021 года украинское правительство подготовило и подало в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР-26) обновленный Национально определенный вклад, в котором утверждена новая климатическая цель Украины — сокращение к 2030 году выбросов парниковых газов до уровня 35% по сравнению с 1990 годом.

Украина имеет возможность использовать планируемые изменения в европейском законодательстве для модернизации своей промышленности и достижения своих амбициозных целей декарбонизации, а самое главное — для создания «лифта» развития. Это дало бы качественно новый толчок для промышленного роста и ВВП. Для этого следует влиять на ход принятия упомянутой законодательной инициативы ЕС. Другого шанса для привлечения современных технологий и инвестиций можно ждать долгие годы и не дождаться.

Над реализацией этого шанса работаем вместе с друзьями Украины в Европейском парламенте. Уже зарегистрированы необходимые изменения в проект, ведем адвокацию поправок. Как министр экологии (2016−2019), возглавлявший процесс формирования и реализации политики декарбонизации Украины, четко понимаю актуальность момента и чувствую готовность европейских партнеров прислушаться и поддержать нас.

В последние несколько месяцев провел десятки встреч в Брюсселе и Киеве для реализации такого шанса развития, но основной момент — голосование за новый документ все еще впереди. Наши партнеры приятно удивлены работой по защите национального интереса Украины. Необходима консолидация голоса украинского правительства, промышленности и политиков.

Несмотря на такие достижения, интересы Украины пока не учтены — Украина остается страной, на которую в полной мере может быть применен СВАМ.

Напомним, что в июле НВ.Бизнес совместно с юридической фирмой Василий Кисиль и Партнеры запустили еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять. О том, каким образом бизнес может приобщиться к созданию актов законодательства и высказать свое мнение по поводу актуальных проектов регуляторных актов, мы описали в первом выпуске нашего еженедельного обзора.

Все выпуски Навигатора вы можете прочитать по ссылке.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X