Планы кандидатов на экономику. С кем будет хорошо бизнесу?

21 мартa, 14:12
Цей матеріал також доступний українською

Весна-2019 может стать началом новой эры в экономической жизни Украины

Уже через несколько недель страна получит нового гаранта, и меня как президента Ассоциации налогоплательщиков Украины интересует, какую экономическую программу предлагают кандидаты.

Прежде всего хотелось бы подчеркнуть: лично глава государства прямо не влияет на экономическую политику. Наивно звучат упреки или наоборот, восторженные крики в адрес президента относительно экономического упадка или роста. Обеспечивать экономические показатели – это не прямая компетенция президента, однако он как лидер политической силы может через нее непосредственно влиять на экономику. И это станет особенно заметно ближе к парламентским выборам.

Именно с этой точки зрения интересно рассмотреть экономические блоки программ кандидатов-фаворитов. Проанализируем предложения тех, кого социология называет лидерами гонки – Петра Порошенко, Юлии Тимошенко и Владимира Зеленского.

В экономическом блоке кандидата Порошенко заложено очень много интересных моментов, которые с точки зрения украинского бизнеса очень важны. Как они будут реализовываться, покажет время, но у него кратко и конкретно прописаны пять стратегических приоритетов, которые реально могут дать толчок экономике. Соглашаемся с этим. Но одновременно очень важно, что в программе есть и принятие закона о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Я не исключаю, что команда действующего президента может принять налог на выведенный капитал даже до парламентских выборов, и это было бы большим плюсом не только этой политической силе, но и в целом для страны.

Обеспечивать экономические показатели – это не прямая компетенция президента

О необходимости принятия нового Налогового кодекса говорится и в программе кандидата Юлии Тимошенко. Нам импонирует то, что в экономическом блоке своего Нового курса Тимошенко значительное внимание уделяет налоговой политике. Здесь прописано максимальное упрощение фискальной системы и ликвидацию «квазиналогов». Очевидно, что команда Тимошенко настроена на принятие нового Налогового кодекса. Правда, конкретного проекта мы еще не видели, но нам бы хотелось знать, что в него входит.

Последние публичные выступления Тимошенко свидетельствуют о том, что она настроена на замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал. У нас были дискуссии по этому поводу с командой кандидата, поэтому если это действительно так, то мы готовы предложить «Батькивщине» взять на вооружение проект Налогового кодекса, который сейчас разрабатывает украинский бизнес. Вместе с партнерами-единомышленниками – например, «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко – команда Юлии Тимошенко вполне могла бы добиться принятия нового налогового путеводителя для страны.

Что касается экономического блока программы Владимира Зеленского, нас подкупает то, что все изложено кратко, четко и ясно. Однако программа четко не акцентирует на принятии нового законодательства в налоговой и таможенной сферах. И я не могу разделить точку зрения Зеленского о том, что коррупцию можно одолеть только запретами или лозунгами типа «Не брать!», «Не давать!», а того, кто ослушается – «Сажать!». Считаю, что принятие «новых правил игры» – то есть кардинальные изменения налогового законодательства, принятие нового Налогового и Таможенного кодекса, создание единой службы, которая будет заниматься нарушениями в области экономики и финансов – это как раз то, что и «выбьет почву из-под ног» каждого коррупционера.

В середине февраля Национальная бизнес-коалиция – в которую входит Ассоциация налогоплательщиков, и которая объединяет более 70 бизнес-ассоциаций – представила кандидатам ТОП-10 приоритетов для экономического роста. Они направлены на улучшение бизнес-климата в стране, детенизацию и рост экономики:

1. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал для всех компаний.

2. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

3. Создание единого органа по расследованию экономических преступлений, ликвидация налоговой милиции и других экономических подразделений правоохранительных органов.

4. Введение безбумажных технологий: запрет государственным органам требовать информацию, которая содержится в государственных базах данных.

5. Демонополизация рынков тепло- и энергоснабжения, обеспечение равенства доступа участников смежных рынков к товарам и услугам естественных монополий, в частности электросетей и частной тяги.

6. Институциональная реформа проверяющих и контролирующих органов: введение персональной ответственности, риск-ориентированного подхода к проверкам, проведение открытых конкурсов на руководящие должности.

7. Принятие нового Налогового кодекса Развития и Таможенного кодекса, которые будут содержать нормы по деофшоризации экономики, радикальное уменьшение размера вредных прямых налогов, модификации налога на землю и прочее, а также снижение расходов бюджета, перераспределяющихся через публичные финансы, до целевого показателя 35% от ВВП.

8. Введение современного трудового права, основанного на свободе трудового договора, уменьшение штрафных санкций за нарушение трудового законодательства.

9. Сохранение текущей упрощенной системы налогообложения. Содействие легальному микро- и малому предпринимательству, которое формирует средний класс в Украине. Создание стимулирующей налоговой системы для физических лиц-предпринимателей.

10. Детенизация экономики, в частности рынка аренды земли и сельхозпродукции. Введение единого налогового документа для улучшения контроля цепочки поставок рисковых категорий товаров на территории Украины, стимулирование покупателя получать фискальный чек (кэшбек, лотерея).

Семь из десяти приоритетов – это составные части новых разработок Налогового и Таможенного кодексов. Сегодня мы говорим и о коррупции, и о давлении на бизнес, и о реформировании ДФС. Все это касается одного документа – действующего Налогового кодекса Украины, является источником коррупции, контрабанды, налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и т.п.

Поэтому если кандидаты в президенты, которых социология называет лидерами гонки, осознают необходимость существенных изменений в фискальной сфере, это вселяет надежду на то, что весна-2019 станет началом новой эры в экономической жизни Украины.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал