План BEPS – шаг вперед или новые бюрократические преграды

6 ноября 2018, 09:00
375
Цей матеріал також доступний українською

В конце октября Минфин и НБУ обнародовали проект Закона по внедрению плана действий BEPS в Украине. Проект был разработан рабочей группой при поддержке международных экспертов.

1 января 2017 Украина присоединилась к плану BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). План включает противодействие размыванию налоговой базы и перемещению прибыли.

Украина приняла обязательства имплиментировать минимальный стандарт плана BEPS, это обязательные 4 шага из 15 предложенных.

В минимальный стандарт входит:

  • борьба с вредными налоговыми практиками и вредными налоговыми режимами – мера 5 Плана BEPS;
  • совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем включения в них предложенных правил предотвращения злоупотребления соглашением – мера 6 Плана BEPS;
  • усовершенствование действующих национальных правовых норм по документации по трансфертному ценообразованию и будущего обмена информацией – мера 13 Плана BEPS;
  • совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем повышения эффективности механизмов разрешения споров – мера 14 Плана BEPS.

Для исполнения данного плана Кабинет Министров Украины совместно с Национальным Банком Украины, подали проект закона О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины.

Это важный и решительный шаг на встречу прозрачным стандартам BEPS и началу движения Украины к членству в FATF (Financial Action Task Force) – лидирующий международной организации противодействующей отмыванию средств и финансированию терроризма.

Проект Закона направлен на воплощение в Украине восьми наиболее критических шагов, включающих раскрытие физическими лицами-резидентами Украины своего участия в иностранных компаниях, ограничение расходов на финансовые операции со связанными лицами, предотвращение злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения, предотвращение искусственного статуса постоянного представительства нерезидента и совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием.

Стоит отметить, что вывод капитала в страны с нулевым или низким уровнем налога на прибыль предприятий является огромным барьером для успешной борьбы с коррупцией в Украине. Так как каждая десятая компания, осуществляющая вывод капитала в юрисдикции с низкой ставкой налогообложения, по статистике, связанна с политически значимыми лицами.

Вполне возможно, что полномасштабную либерализацию валютного регулирования для бизнеса в Украине сдерживает отсутствие других регуляторных рычагов при осуществлении валютных операций.

Авторы проекта утверждают, что принятие этого законопроекта покажет что Украина готова сотрудничать с международным сообществом по вопросам прозрачности налогообложения. Это расширит возможности для ведения украинским бизнесом полноценной деятельности на внешних рынках и ускорит приход в Украину иностранных контрагентов и инвесторов.

Работа по международным стандартам прозрачности, по мнению авторов, поможет украинскому бизнесу стать полноценным игроком на международных рынках, и расширит его присутствие за рубежом.

К сожалению проект закона не лишен существенных недостатков. Законодатель вносит существенные и системные изменения в процедуру признания постоянного представительства юридического лица нерезидента.

В частности, согласно новеллам законопроекта для юридического лица-нерезидента, вводится минимальный срок деятельности на территории Украины не меньше шести полных календарных месяцев для признания постоянным представительством нерезидента.

Стоит заметить, что действующее законодательство, регулирующее процедуру создания представительства юридического лица-нерезидента в Украине, очень трудно назвать понятным и прогрессивным. К примеру, говсударственная пошлина, оплачиваемая заявителем при подаче документов для открытия представительства нерезидента, составляет $2,5 тыс. И не возвращается заявителю в случае отказа. К сожалению, введя новые требования к открытию постоянных представительств нерезидента, законодатель никоим образом не упростил процесс регистрации постоянного представительства юридического лица-нерезидента в Украине.

Присоединение к плану BEPS – это очень круто, вопрос лишь в правильности и целесообразности принятия именно такого проекта закона. Новый проект закона в таком в виде может создать новую "головную боль" для иностранных инвесторов, поскольку осложнит и без того непростую жизнь представительств иностранных юридических лиц в Украине.

Журнал НВ (№9)

Дело, которое топит президента

Накануне президентских выборов Петр Порошенко оказался в эпицентре мощнейшего скандала в оборонном секторе, который может стоить ему второго срока

Читать журнал онлайн

Главное

Экономика

Вчера, 13:11

thumb img
Властям интересны не вечные дороги, а вечный ямочный ремонт, потому что масштабы разворовывания гигантские - Шульмейстер
Футбол

Вчера, 17:22

thumb img
Богатейший человек Британии рассматривает покупку Челси у Абрамовича - СМИ
Компании/Рынки

Вчера, 13:55

thumb img
Комитет Европарламента одобрил директиву о Северном потоке-2

Выбор редакции

Страны

Вчера, 16:16

thumb img
Отставка Назарбаева. Топ-15 цитат президента, возглавлявшего Казахстан почти 30 лет
IT-индустрия

Вчера, 14:00

thumb img
Почувствуй себя художником. Нейросеть Nvidia превращает простейшие рисунки в произведения искусства
Политика

Вчера, 11:46

thumb img
Президентский рейтинг: Зеленский лидирует, Порошенко остается на третьем месте

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

kolonka@nv.ua