Пять ошибок юридического образования в Украине

23 октября 2017, 18:20
В экономике знаний наибольшего успеха достигает не тот, кто работает много, а тот, кто работает разумно

Это правило касается как отдельных людей, так и целых государств — и для развития страны ей необходимо иметь высококлассных, образованных специалистов во всех сферах. Привлечение иностранных экспертов способствует развитию экономики, но по-настоящему сильны страны, которые уделяют внимание образованию и подготовке собственных специалистов. Для развития нашего государства нам необходимы профессиональные кадры, однако возникает возникает вопрос: способна существующая у нас система образования обеспечить подготовку таких кадров? Попробуем разобраться на примере подготовки молодых юристов в украинских высших учебных заведениях.

Видео дня

Содержание и методология преподавания в украинских высших юридических заведениях сохраняют советские подходы, это подтверждает, в частности, аналитический отчет проекта «Привлечение общественности к формированию рамки квалификаций юридической профессии путем проведения анализа объема знаний, перечня знаний и умений, которыми должен обладать выпускник юридического высшего учебного заведения, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда» инициированного Проектом USAID «Справедливое правосудие» и подготовленного Всеукраинской общественной организацией« Украинская Ассоциация Маркетинга» в 2015 году. Советский подход влияет на понимание самого права и образа профессии, и изменения необходимы как для науки, так и для эволюции общества.

С чего следует начинать реформу?

Пожалуй, первое и основное, что нужно для старта — это анализ проблем, которые являются крупнейшими вызовами в подготовке молодых юристов.

Многолетний опыт работы юристом (и как in-house lawyer, то есть юрисконсульт в штате предприятия, и как внешний консультант, то есть владелец юридического бизнеса) дал мне возможность наблюдать и сотрудничать с молодыми людьми с дипломом о высшем юридическом образовании. На основе этого опыта я сформировал несколько принципов, которыми руководствуюсь для построения системы юридического неформального образования.

Рынок образовательных услуг: перспективы для юриста

На заре украинской независимости высших учебных заведений, которые готовили правоведов, было столько, что хватило бы пальцев одной руки. Сейчас же трудно найти ВУЗ, в котором бы юристов не готовили. Конечно, это сказывается на качестве предоставления образовательных услуг.

Очевидно, что профильный юридический ВУЗ, который имеет целую плеяду выдающихся профессоров, собственные традиции обучения, развитую инфраструктуру, международные связи, имеет гораздо больше возможностей дать качественные знания студенту, чем университет, специализирующийся на подготовке специалистов технических специальностей с небольшим непрофильным правовым факультетом в своем составе.

Однако, не все так просто и категорично — тот же опыт работы в юридическом бизнесе позволяет утверждать, что не всегда именитость вузов гарантирует наличие глубоких знаний у студента. Известному театральному режиссеру, актеру и педагогу Всеволоду Меергольду приписывают афоризм: «Невозможно научить — можно только научиться».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Индивидуальное восприятие теоретического материала, способность постоянно работать над собой, желание получить знания, а не формальную оценку, развитие так называемых «soft skills» — умение вести переговоры, тайм-менеджмент, знание делового этикета, участие в профессиональных ассоциациях и т.д. — все это влияет на то, каким специалистом будет недавний студент, только что получивший диплом о высшем юридическом образовании.

И часто случается так, что выпускник не-топового юридического вуза благодаря своим стараниям и работе над собой в профессиональном плане на голову выше своих молодых коллег-выпускников ТОП-5.

Методология обучения в мире сверхбыстрых изменений

Рынок в 2010-х и рынок 20 лет назад — это как две параллельные реальности для тех, кто работает в бизнесе. Процессы меняются с молниеносной скоростью и жадно требуют для своего обслуживания специалистов «в теме». Образовательный процесс у юристов без изменений уже десятки лет: будущих юристов заставляют учить теорию и нормы права. Но если ранее юрист был специалистом среднего звена, обслуживающим предприятие, сейчас его функция в корне изменилась.

В современном мире юрист на предприятии — это топ-менеджер, работник, входящий в состав совета директоров, напрямую влияющий на развитие компании. От современного юриста требуются управленческие решения, финансовая образованность, понимание того, как устроены бизнес процессы, что такое маркетинг, бизнес-стратегии и тому подобное.

К сожалению, юридические вузы не дают таких знаний своим студентам, а потому выпускник-правовед начинает свою работу в мире бизнеса практически как слепой котенок. Типичной является ситуация, когда молодой юрист невольно поставлен перед выбором: либо продолжать собственными силами получать дополнительное неформальное образование (тематические курсы, профессиональные тренинги, учебные модули по развитию дополнительных навыков), или, как ни прискорбно об этом думать, стать одним из многих на обочине юридической профессии.

Понимание бизнес-процессов

«Бизнес-компонент» в современном юридическом высшем образовании в Украине отсутствует. Молодые специалисты, в основном, вообще не понимают, что такое бизнес-процессы, их виды, особенности и тактику поведения в каждом из них. Нанимая специалиста, владелец компании не хочет слышать, что что-то невозможно, владельцу нужно решение — ответ на вопрос, как правильно с точки зрения законодательства и практики устроить тот или иной бизнес-процесс с минимальными потерями для компании и с обязательным достижением цели. И задача юриста — дать грамотный ответ своему клиенту. К большому сожалению, теоретические знания, которыми обладают выпускники украинских юридических вузов, сами по себе не дают ответы на бизнес-задачи.

Только развитие навыков практического применения этих знаний способно удовлетворить потребности юридического рынка. И очевидно, что пока за получением таких навыков не стоит обращаться к системе формального государственного образования.

Приоритет: создание хорошего продукта

В украинских юридических ВУЗах на практических семинарах, в лучших случаях, учат правилам составления процессуальных документов, показывают шаблоны договоров, разбирают те или иные юридические задачи. Но даже этот вид активности в рамках учебной программы является очень теоретическим и далеким от реальности. На практике же, когда молодой специалист приходит на работу, он не понимает, как правильно составить устав так, чтобы интересы его акционера были максимально защищенными, или какой вид договора лучше посоветовать своему клиенту (например, договор купли-продажи или договор поставки.)

Еще проще — как написать деловое письмо так, что при его получении контрагент (1) понял цель отправки письма, (2) не потратил много времени на его прочтение, (3) не захотел еще до завершения чтения письма отправить его в «Корзину».

Иными словами, в вузах готовят специалиста юридического ремесла, заваливая кучей юридических инструментов, но не обучая тому, как правильно и в каких ситуациях надо ими пользоваться. Например, врач для измерения давления у пациента не будет использовать капельницу, а получит тонометр, так же и юрист, обладая целой кучей полезных знаний и навыков, должен знать, чем именно он должен воспользоваться в каждой конкретной ситуации.

Стратегия построения карьеры

Опыт работы с выпускниками-юристами говорит о том, что очень многие из них не знают преимуществ и недостатков работы в качестве in-house юриста на предприятии или в качестве внешнего консультанта-сотрудника юридической фирмы. Большинство устраиваются на работу по принципу «лишь бы взяли на первую работу, а дальше посмотрим». Это, конечно, негативно влияет на оправдание ожиданий молодого специалиста и его работодателей. Молодой юрист теряет много бесценных лет, пока не найдет себя, просто не зная о уже существующих стратегиях.

Перечисленные пять пунктов чаще всего бросаются в глаза при работе с выпускниками-юристами. Рынок не может ждать, пока университеты в нашей стране переформатируются под актуальные тенденции – он нуждается в специалистах уже сегодня и сейчас.

Альтернативой устаревшей академической системе могло бы стать гибкое неформальное юридическое образование, способное закрыть пробел между теоретическими знаниями и актуальными потребностями бизнеса. Это поможет «доформировывать» молодых юристов таким образом, чтобы они не рассматривались потенциальными работодателями как кадровый балласт в первые годы своей работы, а были готовыми боевыми единицами, востребованными на рынке труда.

Показать ещё новости
Радіо NV
X