Плохая идея. Какие проблемы создаст переезд Офиса президента в здание Украинского дома
Исторический и прагматичный взгляд на идею переноса офиса Зеленского
С момента «излома судьбы Киева» с окончательным приходом сюда власти большевиков прошло 99 лет. Список потерь города, которые произошли за это время господства советской и постсоветской власти в якобы независимой Украине, не поддаются исчислению. Значительно проще перечислить «достояния», особенно в области культуры. Главным принципом большевиков были постоянные «рокировки» — из «классового ничего» пытались сделать «пролетарское что-то». Результаты — на наших улицах и, якобы, площадях.
Музей Ленина. Предыстория
За это «почти столетие» произошло настоящее чудо — Киев получил аж два музейных сооружения, которые не были приспособлены и грубо перепланированы, а действительно построены по проектам именно музеев — музей В.И.Ленина и Музей ВОВ (не смотря на то, что один изуродовал святую Владимирскую горку, а второй — впервые за последние 800 лет грубо вмешался во всемирно известную панораму киевского правобережья).
Остальные музеи Киева расположены в основном в жилых домах бывших меценатов, которые были реквизированы вместе с частными коллекциями бывших владельцев или в сооружении Художественной школы, которой решением наркома В. Балицкого криворуко «заполнили» пробел уничтоженной Десятинной церкви. А сами бывшие владельцы пусть будут благодарны, что хотя бы часть из них остались живы. Исключением является только Национальный музей Украины на ул. Грушевского — но, похоже, его запущенное состояние совершенно не волнует чиновников и народных депутатов, которые ежедневно курсируют мимо его облупленных стен.
Уникальные коллекции и фонды Музея истории Киева были срочно выброшены из Кловского дворца, который срочно понадобился Верховному Суду Украины — потому что не по чину какому-то музею, какого-то Киева во дворце жировать. Предложение передать Музею истории столицы государства здание бывшего Музея В.И.Ленина, а теперь Украинского дома было отвергнуто, как полный абсурд. Так и стоит целевое музейное сооружение пустым годами, потому что хозяйственная властная рука не поднимается отдать его под «какой-нибудь музей». Может потому, что в музее настоящую прибыль не получишь. Пусть лучше развалится само по себе, лишь бы музею не достался.
А оно уже разваливается — его мраморные облицовки уже несколько лет в предаварийном состоянии, все инженерное оборудование разрушено временем и нуждается в замене. А расходы на его эксплуатацию в момент сдачи готового здания превышали суммарные эксплуатационные расходы всех зданий КПУ. Не зря же объемно-планировочным образцом для него был принят Музей Гугенхейма в Нью-Йорке работы Фрэнка-Ллойда Райта — на такое, да еще и с огромным вождем мирового пролетариата в атриуме, любых денег не было жалко.
Расположение
Но, в любом случае, обустройство нового музея в уникальном музейном здании, которое находится в уникальном месте — Европейской площади, полностью соответствует мировой логике и обычном здравому смыслу. Тем более, что современная Европейская площадь является ключевым транспортным узлом для всего центра города — любые, даже незначительные, преграды движения на ней, способны парализовать движение на огромной территории правобережного центра Киева. По всем фундаментальным градостроительным принципам, в таких местах никогда не размещают любые заведения, которые нуждаются в дополнительных транспортных потоках и стоянках служебных и гостевых авто.

Но, поговорка гласит — «хочешь украсть настоящие деньги — начни реконструкцию.» Но и это не главное — речь идет об очень важном вопросе вынесения государственно-правительственной функции как наименьшее — из исторического правобережного Киева, а оптимально — создать правительственно-государственный центр с временным служебным жильем для тех, кто работает в пределах сроков отдельных каденций, в пределах часовой транспортной доступности от столицы. Такие решения уже оправдали себя в мировой практике — достаточно опыта создания и эксплуатации новой административно-правительственной «столицы» Малайзии на расстоянии 30 километров от Куала-Лумпура. Срок проектирования и строительства «под ключ» — 7 лет.
Переезд офиса Президента Украины
Но у нас все, как всегда — быстро найдутся ловкие советники-провокаторы из ближайшего окружения, у которых «просто и быстро» всегда является эквивалентом категории «хорошо». Действительно, еще большевики научили — зачем создавать что-то новое, когда можно спровоцировать изуродовать что-то созданное другими. Не смотря на то, что оно уже является неотъемлемой частью градостроительного организма исторического центра Киева. Это надежная ловушка для дилетантов-мечтателей от власти, которые больше ценят в своем окружении именно прислужившихся, которые сразу входят в состояние «административного восторга» и сломя голову бросаются выполнять любую «команду старшего» — главное ведь не услышать «нет, потому что…». Вот они всеми силами и опираются и избегают контактов с профессионалами — те же зануды перед тем, как азартно работать скальпелем, ампутировать, трансплантировать и менять пол пациента по руководящему приказу «старшего», предварительно обследуют, делают анализы и определяются с диагнозом.
Поэтому, банальный переезд, с перестройкой музея под новую квартиру для «старшего» вместо судьбоносного конструктивного градостроительного вынесения за пределы города — это даже не смешно. В моем понимании, любой переезд из официального офиса Президента Украины по прихоти очередного президента может вызвать достаточно большое количество принципиальных вопросов:
• страна в состоянии войны и живет в долг
• Киев в состоянии разрушения, восстановление города демонстративно не финансируется властями «из-за отсутствия средств»
• «Украинский дом» — это одно из двух профильных музейных сооружений (спроектированных и построенных, как музей), которые смогли создать в Киеве за последние 99 лет советской и постсоветской независимой Украины
• Сооружение на Банковой, 11 первично и всю последующую жизнь с начала ХХ века было офисом — Штаба Киевского военного округа, военного министерства УССР, Немецкой оккупационной администрации 1941−43 гг., ЦК КПУ, Администрациии Президента Украины. Сейчас — это официальное место работы, которое предоставлено Президенту Украины теми, кто нанял его на работу сроком на 5 лет.
• Кто слышал, чтобы какой-нибудь премьер-министр Великобритании отказался жить в официальной резиденции британских премьер-министров на Даунинг-стрит, 10, потому что «ему там не нравится»?
• Идея одновременного разрушения устоявшегося офиса и системного музейного сооружения в центре города может принадлежать только людям критически некомпетентным, или откровенным провокаторам-мошенникам, которые надеются получить от этого максимальную выгоду.
• Популистский тезис по поводу «обустройства музея» на Банковой 11 достоин идеи переноса Верховной Рады в Киевскую оперу, а Оперы в Раду. За деньги, которые будут потрачены на эту «рокировку», можно будет построить 2−3 новеньких музея.
• Предложенная концепция реконструкции сооружения Украинского дома — это «детские рисунки на скорую руку», рассчитанные на доверчивых дилетантов. Специалисты, знакомые с особенностями этого сложнейшего сооружения и места его расположения (в основе оползневого склона Владимирской горки, хорошо понимают всю наивность этих «прикольных раскрасок».
• Вероятнее всего, следующим этапом будет проверенный практикой беспроигрышный сценарий тройки Ваврыш-Бондарь-Струневич по проведению «Закрытого международного архитектурного блиц-конкурса на…» — вот где лежат настоящие деньги.
• Это даже не замена «шила на мыло» — с градостроительной точки зрения это прогнозируемый окончательный транспортный коллапс всего центра города.
К слову, в соответсвии с декларируемым принципом «государство в смартфоне» структуры АП могли бы работать не выходя из дома — это было бы действительно «прикольно, современно, эффективно… и экономно».
Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес