Земельная децентрализация 2020: момент истины

15 сентября 2020, 12:00

В начале 2018 года Кабмин инициировал передачу земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности, находящихся за пределами населенных пунктов, в коммунальную собственность ОТГ.

Тогдашний глава правительства Владимир Гройсман громко объявил, что нашел быстрое решение для завершения процесса передачи земель ОТГ уже к концу 2018 года без внесения дополнительных изменений в законодательство.

Видео дня

Тогда на рассмотрении парламента находились несколько законопроектов, которые предусматривали довольно простую и логичную процедуру передачи государственных земель местным общинам. Однако правительство не стало искать простых решений для земельной децентрализации. В результате исторический процесс передачи земель в собственность ОТГ стартовал в феврале 2018 года на основании распоряжения Кабинета Министров.

Многие специалисты предостерегали правительство от подобных шагов, однако решение было принято, а его исполнение — поручено Госгеокадастру.

Земельная децентрализация-2018

В течение 2018−2019 годов на выполнение соответствующего распоряжения правительства от 31 января 2018 788 ОТГ «получили» от главных управлений Госгеокадастра в коммунальную собственность 1,7 млн га участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Таковы данные Госгеокадастра.

При этом слово «получили» указано в кавычках не зря. Земли были переданы, но настоящей земельной децентрализации в масштабах страны, к сожалению, так и не произошло. Этому есть несколько причин.

Во-первых, саму землю сельхозназначения передавали только объединенным территориальным общинам, которые на тот момент составляли менее 40% территории страны. Как следствие, в Украине сложились абсолютно дискриминационные условия, когда большинство общин, которые на тот момент не были объединенными, вообще не получали в распоряжение земли.

Во-вторых, «ручная» процедура передачи земли, предусмотренная в распоряжении правительства, является очень сложной и многоэтапной.

Кроме того, забюрократизированность и неэффективность подразделений Госгеокадастра — с одной стороны, с другой — плохая осведомленность общин и отсутствие финансирования на проведение инвентаризации земель для их передачи ОТГ сыграли не в пользу реформы. Процесс передачи вместо года растянулся на два.

Даже до сих пор 25 ОТГ все еще не зарегистрировали право коммунальной собственности ни на один из переданных им в 2018—2019 годах земельных участков. Более того, по состоянию на 10 сентября этого года право коммунальной собственности зарегистрировано только на 82% от общей площади переданных ОТГ земель, а именно на 1,4 млн га.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как показало время, местным общинам в коммунальную собственность передавались преимущественно те участки, которые уже были предоставлены в аренду. Итак, реально распоряжаться ими община сможет только по истечении сроков заключенных договоров. Речь идет кое-где о сроках в 7−10 лет, а иногда и больших периодах, если договор предусматривает автоматическую пролонгацию. Согласия арендаторов на передачу, как того требует закон, также особо не спрашивали.

Кроме того, Распоряжение Кабмина касалось только передачи сельскохозяйственных угодий. Земли же промышленности, леса, водные пространства, дороги и лесополосы остались неподконтрольными общинам. Ими и в дальнейшем распоряжаются различные государственные органы и учреждения, что только добавляет хаоса в процесс.

Второй шанс для земель ОТГ

В Украине земельный вопрос исторически был делом местного уровня. Законное право распоряжения землями в органы местного самоуправления украли в 2002 году, передав его сначала районным государственным администрациям, а впоследствии — Госкомзему/Госгеокадастру.

Время показало, что полноценного самоуправления на украинских землях не будет, пока не будет ликвидирована государственная вертикаль, где чиновник имеет право распоряжаться землей общины без ее ведома. По моему глубокому убеждению, не должен чиновник в Киеве распоряжаться сенокосами и пастбищами в Закарпатье за пределами села Нагорное. Такие вопросы должны решаться на уровне общины.

Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимы комплексные изменения в земельное законодательство. Они отработаны и воплощены в законопроекте 2194, который был принят за основу в 2019 году и готовится к рассмотрению Верховной Радой. Основная философия, заложенная в этот документ, — существенное уменьшение полномочий всех государственных органов, в том числе Госгеокадастра в процесс распоряжения землей.

Да, наверное я стану первым чиновником в Украине, который будет просить парламент уменьшить мои полномочия. Но за этим — будущее эффективной земельной реформы.

Для того, чтобы законопроект 2194 мог быть реализован на практике, уже сейчас ведется большая работа. В течение последних трех месяцев системно осуществляется работа по исправлению ошибок в кадастре, проведена разъяснительная работа с территориальными управлениями, областными государственными администрациями и органами местного самоуправления, завершается инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности по всей стране.

Госгеокадастр, при активной поддержке президента и правительства, а также международных организаций, приложит усилия для скорейшего завершения инвентаризации земель, выявления правонарушений в земельной сфере, цифровизации сервисов, улучшения качества данных в земельном кадастре и его синхронизации с другими государственными реестрами. Наша цель — обеспечить эффективное выполнение передачи земель общинам. Его полноценная реализация станет возможной после решения Верховной Рады.

Роль парламента

Парламентское большинство уже провело работу для наведения порядка в земельных правоотношениях и возвращения общинам возможности управлять собственной территорией в интересах местных жителей.

Верховной Радой ІХ созыва уже приняты законы о комплексном пространственном планировании территории общин, о частичной дерегуляции в сфере землеустройства и историческое решение об отмене моратория. Своим голосованием «за» законопроект 2194 народные депутаты смогут снять последнее препятствие на пути к настоящей земельной децентрализации. Сделать шаг, на который, несмотря на щедрые обещания, так и не сподобились предыдущие созывы парламента и два десятка правительств. Это откроет путь для возвращения общинам земель за пределами населенных пунктов.

Принятие закона позволит ОТГ эффективно взимать плату за землю, планировать долгосрочное развитие территорий, привлекать инвесторов, создавать условия для развития туризма — то есть сделает местную общину хозяином на своей земле. Именно так как это и должно быть в цивилизованной стране с рыночной экономикой.

Достаточно «смотрящих», оборотней в погонах и «правильных» привилегированных граждан, приближенных к чиновникам, и благодаря этому имеющих доступ к украинской земле. Будущее Госгеокадастра — в сервисной функции. Он должен стать современным провайдером качественных кадастровых и геопространственных данных, быть носителем всей информации Big Data о государстве Украина.

Важный момент наступил — процесс передачи земель украинскому народу должен быть необратимым. Именно для этого и начиналась земельная реформа.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X