Партнерство с конкурентами — новая норма бизнеса

3 декабря 2020, 17:30

Сейчас бизнес гораздо более гибкий и динамичный, чем был в начале года. Люди смирились с тем, что карантин — долгосрочная история, уже состоялся тектонический слом и мы не будем жить как раньше.

Мы все будем работать в гибком графике, наши клиенты будут вести себя по-другому, а встречи будут проходить по зуму.

Ситуация с МСБ в начале года и сейчас

Основной инструмент сотрудничества ЕБРР с МСБ — программа консультационной поддержки, которая работает в Украине с 2010 года. В рамках этой программы мы помогаем компаниям привлекать консультантов, специализирующихся на различных направлениях бизнеса и частично компенсируем стоимость консалтинговых услуг благодаря финансированию доноров, среди которых в Украине Европейский Союз, правительства США и Швеции.

Видео дня

Мы исследовали запрос и потребности МСБ и заметили, что они часто работают по схеме «сам себе режиссер» и не доверяют внешний экспертизе, не осознают важность консультационных услуг. В это же время, в 80% случаев владельцы считают, что их основной потребностью является привлечение финансирования. Эти 10 лет банк работал над тем, чтобы это менялось, ведь нефинансовая поддержка может быть равноценной по эффективности финансовой, а иногда ее эффективность может даже превышать. В базе ЕБРР сейчас около 500 консультантов, и это только на рынке Украины. И за это время по части доверия к консалтингу сдвиги довольно существенны — понимание важности консалтинга для развития бизнеса увеличилось почти вдвое.

Ситуация с пандемией только ускорила глобальные тренды, которые мы замечали раньше. Так совпало, что одновременно с тем, когда грянул карантин, мы запустили онлайн-платформу экспертных решений MEREZHA. Проект финансируется ЕС в рамках инициативы «EU4Business» и внедряется ЕБРР. Цель проекта — помогать бизнесу в Украине расти, сделать рынок консалтинговых услуг прозрачным и упростить процесс взаимодействия бизнеса и экспертов. В связи с запуском мы можем четко проследить и сравнить потребности бизнеса, его запросы и состояние в начале карантина, в марте, и сейчас.

В начале люди, которые к нам заходили, находились в сильном состоянии тревоги. Они требовали коротких советов, не понимали, что происходит и искали какие-то ориентиры. Очевидно было, что бизнесы не готовы инвестировать в новые проекты много денег и заходить в долгосрочные контакты с экспертами. Горячей темой была цифра, диджитализация. Люди имеют некую диджитальную наивность, что цифра все сохранит. Все ушли в онлайн-конференции, онлайн-общение. Однако, цифровое пространство требует новых, других форматов, нарастает новый интерес — концентрированные, гибкие форматы.

Если в целом, мы видим из исследований — в начале карантина резко упал деловой оптимизм, появился пессимизм и тревожность. Сейчас эта тревожность несколько спала. Сейчас важно показать, что даже в это время есть возможности для роста, для развития и ими можно вдохновляться.

В целом можно сказать, что «звездами бизнеса» во времена карантина станут те, кто открыт к новому опыту, партнерству и привлечению внешней экспертизы. Те, кто готов ориентироваться соответствии с условиями рынка, кто мобилизуется и понимает, что в этот кризисный период возникают новые возможности. Если ваш нынешний рынок падает, давайте посмотрим вокруг, отметим, какие рынки растут и начнем ориентироваться в эту сторону.

Открыться возможностям и быть готовым кооперироваться с другими, партнеритися с конкурентами — скоро станет нормой.

МСБ и 2021

Тренды, которые начались в 2018—2019 годах, усилились в 2020, сохранятся и в 2021.

Во-первых, это услуги внешних экспертов. Компании будут больше заходить в новые сферы, которые ранее для них были неизведанными. Соответственно, будет увеличиваться потребность в поиске дополнительной экспертизы.

Согласно исследованиям Digital Transformation Initiative (DTI) WEF, предоставление экспертных услуг будет двигаться в сторону более коротких и гибких форматов. Цифровизация рынке приведет к тому, что бизнесмены смогут легче находить экспертов в различных направлениях бизнеса. Соответственно, можно будет подобрать эксперта или пул экспертов точно под свои актуальные задачи, работать с консультантами без долгосрочных обязательств. Работа будет выглядеть как микс коротких форматов: стратегическая сессия, немного диагностики, немного автоматизированного решения. При этом, у бизнеса появится больше возможностей находить экспертную информацию и информацию о технологиях для бизнеса в интернете.

Во-вторых, карантин усилил супертрендовые цифровизацию и платформизацию. Думаю, цепи создания ценности сокращаются. То, что мы уже давно наблюдаем на рынках физических товаров постепенно переходит к сервисным рынкам, в частности рынкам профессиональных услуг. Структура рынка, в которой между производителем и потребителем присутствуют многочисленные посредники, уходит в прошлое. Вместо этого многие рынки будут выглядеть следующим образом: бизнес/фрилансер, который создает ценность — сервис или продукт, и конечный потребитель; а между ними будут развиваться разного рода маркетплейсы и платформы.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X