Бизнесу приготовиться: парламент запретил рассылать спам

15 февраля 2021, 08:40

Рада приняла закон, запрещающий массовые электронные рассылки без согласия получателей. Закон вступит в силу 01.01.22. Отделам е-мейл и смс-маркетинга придется доказывать законность полученных контактов, или нести ответственность за спам.

Часто бизнес продвигает свои товары и услуги с помощью электронных рассылок или телефонных звонков. Однако, большинство пользователей не желают получать подобные сообщения и достаточно часто отправляют письма сразу в спам, блокируют смс и телефонные номера. Верховная Рада Украины решила урегулировать вопрос электронных коммуникаций и определила условия массовых электронных рассылок

Видео дня

Как было раньше?

Потребность в урегулировании электронных рассылок назрела давно. Национальное законодательство до сих пор не имело конкретного нормативного акта, который бы регулировал вопросы борьбы со спамом. А потому, в случае возникновения проблем с надоедливыми письмами обращались к ЗУ «О рекламе», ЗУ «Об электронной коммерции» и Закону Украины «О защите прав потребителей», которые противоречат друг другу. Так, например, ЗУ «О защите прав потребителей» устанавливает прямой запрет на рассылку спама (постоянные телефонные, факсимильные, электронные или иные сообщения) без согласия потребителя. Вместе с тем Закон Украины «Об электронной коммерции» также запрещает рассылать массовые сообщения без согласия потребителя. Но одновременно устанавливает, что если лицо может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений, то его согласия не требуется.

Такая правовая неопределенность оставляла «место для маневра». В основном отделы продаж собирают базу контактов специальными программами — парсерами. Они могут выделить все е-мейлы или номера телефонов с любого сайта (например, с бесплатной доски объявлений) и таким образом получают базу контактов из открытых источников. Некоторые сервисы рассылок требуют обязательно добавлять в письме информацию, откуда получен е-мейл, и не позволяют использовать фразу «из открытых источников». Но и проверять информацию вроде: «Вы получили это письмо, так как является подписчиком нашей страницы в интернете», никто не станет. Формальность соблюдена, поэтому нежелательное письмо дойдет до адресата. А некоторые сервисы и этого не требуют, только добавляют в конце сообщения ссылку, по которой от рассылки можно отписаться.

В парламенте озаботились этой проблемой и приняли Закон Украины «Об электронных коммуникациях». Этот закон был принят ВР в 2020 году, однако был ветирован. И вот после долгих дебатов и внесения ряда поправок, он наконец подписан президентом 12 января 2021.

Что меняет закон?

Во-первых, законом установлен прямой запрет умышленной массовой рассылки электронных, текстовых и/или мультимедийных сообщений с целью продажи товаров или услуг без предварительного согласия пользователя на их электронные адреса или телефоны, мессенджеры и тому подобное. Но с оговоркой «неоднократно», более пяти сообщений одному абоненту. Также Закон не предусматривает, каким образом можно получить согласие на получение рассылок. Однако, понятно, что при наличии ответственности за спам, законность полученных контактов (или их согласие на получение сообщений) нужно будет доказать любыми объективными доказательствами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Во-вторых, сообщение, которое направляется, обязательно должно предоставлять возможность адресату отказаться от дальнейших рассылок.

В-третьих, определено, не считающиеся спамом уведомления поставщика электронных коммуникационных услуг об условиях обслуживания; уведомления органов государственной власти и местного самоуправления; личные сообщения, которые не носят массовый характер и рассылаются в некоммерческих целях.

Об ответственности

Принятый закон прямо не предусматривает ответственности за рассылку спама, однако есть общие нормы, которые предусматривают такие виды ответственности

  • Штраф за нарушение правил рекламы — в 5-ти кратном размере стоимости рассылки, но не менее 5 тыс. грн.
  • Штраф за нарушение прав потребителей — 8500 гривен.
  • Блокировка IP-адреса или телефонного номера, с которых была осуществлена рассылка.

Поэтому бизнесу и, в частности, отделам маркетинга уже сейчас необходимо «переформатироваться» и найти прозрачные и законные способы создания базы контактов для рассылки сообщений, чтобы впоследствии не платить штрафы.

А вот удобное сравнение в форме таблицы:

таблица автора
Фото: таблица автора
Показать ещё новости
Радіо NV
X