Параллельные миры. Из корпоративного мира в государственный

10 сентября 2019, 09:00

14 лет своей карьеры я провела в крупных международных корпорациях. С 2017 года работаю в Команде поддержки реформ Минэкономразвития над внедрением реформы государственного управления

Многие друзья считали меня сумасшедшей, когда я озвучила решение оставить высокий пост в компании, которая входит во все рейтингов лучших работодателей.

Решение о переходе в государственный сектор действительно далось мне сложно. И вот почему я так любила свой привычный мир:

Видео дня

1. Слаженная система ценностей, вплетающихся во все процессы внутри компании. Это система координат для принятия важнейших управленческих решений.

2. Культура ведения бизнеса направлена на win-win — или 1+1 => 2. Это означает значительное сокращение интриг и политических игр — не могу терпеть в работе.

3. Культура постоянного обучения и совершенствования. Возможности для развития, экспериментов, обучение и внедрение лучших практик.

4. Ну и конечно комфортные условия труда и прозрачная система оплаты — куда же без них.

Я думала: если так годами работают лучшие мировые компании, значит может работать и государственная служба

Парадоксально, но именно желание внедрять элементы подобной управленческой культуры в государственном секторе мотивировало меня оставить корпоративный мир и окунуться в новый опыт. Я думала: если так годами работают лучшие мировые компании, значит может работать и государственная служба.

После перехода я поняла: корпоративный и государственный сектор имеют определенные сходства, во-первых, речь идет о большом количестве людей, которые должны договариваться и принимать эффективные решения. И одновременно — это совершенно два противоположных мира. И вот почему:

1. Глубина и сложность процессов принятия решений на государственной службе в разы превышает схожие процессы в бизнес-структуре. Сравнить можно разве что с бюрократизированными мировыми корпорациями или организациями, вроде ООН.

2. Руководители извне, как правило, сложно принимаются на государственной службе. Очень распространено предубеждение, что только тот, кто прошел путь от специалиста до директора, имеет моральное право быть директором.

3. Лидерство часто трактуется как умение упорно отстаивать свою точки зрения и борьба с оппонентами.

4. Умение слушать друг друга и договариваться — здесь только в начале становления. И это одна из основных причин низкого темпа внедрения изменений.

5. Обратная связь, особенно конструктивная — отсутствует, как навык и как элемент культуры. «Если начальник на меня не ругается — это значит, что я работаю хорошо».

6. Размывание ответственности между многими органами и низкая измеряемость результативности. Performance management тоже только зарождается, что соответственно означает низкую управляемость и привлечение персонала.

7. Развитие и обучение, а также работа с персоналом — многими людьми не воспринимается, как часть непосредственной повседневной работы. А жаль.

8. В целом, там где имеем дело с людьми как с главным производителем «ценности» — проблемы очень похожи, но масштаб и степень разные. Потому что бизнес в Украине еще с 90-х годов занимается вопросами HR, в то время как на государственной службе внимания развитию этой функции уделяется меньше. Традиционные кадрово-учетные службы «решают все».

9. В отличие от несовершенного законодательства, развитие HR-компетенций у государственных служащих у нас займет больше времени и средств, чем хотелось бы гражданам. Но без этих важных компетенций невозможно развитие сильных государственных институтов.

Именно поэтому фокусом для работы своей комады в Минэкономразвития мы выбрали:

развитие HR-компетенций у руководителей

внедрение системы performance management

становление управленческой культуры, ориентированной на результат

Среди первых и таких долгожданных результатов наших усилий:

у государственных служащих появляются амбициозные и измеримые цели (например, рост Украины в рейтинге «Doing business»),

руководители учатся привлекать персонал к обсуждению решений, толерируя разнообразие мнений,

появляется инициатива «снизу вверх»,

увеличивается количество «агентов изменений»,

и все чаще звучит в стенах министерства «давайте попробуем» вместо «это не мое дело или компетенция».

Поэтому надеюсь, что со временем пропасть между культурами корпоративного и государственного мира будет уменьшаться и это непременно приведет к улучшению качества государственных решений и нашего с вами благосостояния.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X