Зачем государство волнообразно усиливает давление на бизнес
Пандемию никто не ждал, поэтому и меры противодействия разрабатываются наспех. Почему в других странах «государство принимает шок на себя», а в Украине — скромно прячется за спиной бизнеса
Готовность брать на себя ответственность за развитие событий в критических условиях — признак зрелости человека, для государства — необходимый шаг, демонстрирующий его способность выполнять общественный договор и неизменность позиции в отношении защиты своих граждан и бизнеса.
Пандемию коронавируса COVID-19 никто не ждал и, разумеется, никто к ней не готовился. Меры, предпринимаемые в разных странах для поддержки своего бизнеса и защиты граждан, разрабатываются наспех, и наверное не все из них принесут ожидаемый эффект. Налоговые и кредитные льготы, компенсация потерь бизнеса, участие в его расходах на оплату труда наемных работников, поощрительные премии для участников государственных программ. Несмотря на разницу в подходах к стимулированию предпринимательской деятельности, прослеживается общая черта — государство сознательно идет на прямые и косвенные расходы для спасения бизнеса. «Государство примет весь шок на себя» — точная характеристика происходящего, данная премьер-министром Испании Педро Санчесом.
В Украине все немного по-другому: государство не просто ушло в самоизоляцию, но и волнообразно усиливает давление на бизнес.
Первая волна отозвалась запретом осуществления предпринимательской деятельности предприятиями ряда отраслей (общепит, торговля непродтоварами, сфера услуг и др.) на период действия карантина, который изначально планировался на 3 недели и введением режима чрезвычайной ситуации в отдельных областях. В качестве компенсаторов предусматривается освобождение от платежей за землю, освобождение ФОПов от уплаты единого взноса за март-апрель и неприменение санкций за налоговые нарушения в марте для остальных налогоплательщиков. Ни налоговых каникул на период вынужденного простоя, ни льготных кредитов или иной помощи за усилия, направленные на сохранение рабочих мест в кризисной ситуации механизм господдержки не предусматривает.
Вторая волна — введение чрезвычайной ситуации
Нерадужные перспективы открываются и перед представителями разрешенных видов деятельности — торговли продуктами и лекарствами, ценовая политика которых последнее время вызывает справедливое возмущение. В ответ в ВРУ зарегистрирован законопроект 3253, суть которого — в возврате к практике установления Кабмином граничных уровней цен на товары. Все это в нашей стране уже было. Из результатов — возникновение товарного дефицита, снижение прибыли, усиление бедности потребителей и производителей. Есть и иные способы влияния на цены, некоторые из них были апробированы в Украине в период кризиса 2009 г. (товарные интервенции с использованием госрезерва, развертывание сети социальной торговли, выплата пособия уязвимым группам потребителей и другие)

Экономисты выделяют бедность слабых и бедность сильных. И если в первом случае бедность имеет объективные причины (инвалидность человека, его нетрудоспособность в силу возраста
Пандемия не вечна. С кем останемся по ее окончанию? В условиях, когда государство не готово брать на себя ответственность за бедность слабых через повышение их платежеспособности, ему уж точно не стоит целенаправленно углублять бедность сильных, перерезая оставшиеся ниточки. Такое равенство в злыднях — плохой старт для восстановления экономики. Может, хватит ходить по кругу и в который раз изобретать велосипед экономики командного типа, и лучше вернуться к закрепленной в хозяйственном законодательстве формуле взаимоотношений бизнеса и государства, основанной на балансе частных и публичных интересов? Сочетание требований и компенсаторов принесет несоизмеримо большую пользу, чем постоянные жертвоприношения.