Как будут закупать лекарства в Украине

20 ноября 2019, 15:30

Централизованное агентство медицинских закупок. Что это и как должно работать

В 2014 году нам выпал шанс разрушить коррумпированные механизмы закупок, которые существовали со времен Богатыревой и отправить «договорные» тендеры, завышение цен на лекарства и проваленные закупки на свалку истории. Конечно наша пациентская организация не могла не воспользоваться этим. Тогда и родилась идея внедрения международных закупок в Украине. Параллельно существовала и идея создания централизованного агентства медицинских закупок.

Видео дня

Но почему мы, как государство, стартовали с международных закупок? Потому что в реалиях того времени, когда существовали коррумпированные закупки в стенах МЗ, лучшим спасательным инструментом стало привлечение международных организаций, таких как ЮНИСЕФ, ПРООН и Crown Agents. Они проводили прозрачные закупки для многих стран мира и мы очень хотели перенять этот опыт. Тогда был создан законопроект о введении международных закупок, его поддержала Верховная Рада и этот шаг без преувеличений помог спасти тысячи украинских пациентов.

Были времена, когда наш фонд буквально всем офисом переехал в стены Министерства, чтобы своими руками наладить закупочный процесс в Минздраве для эффективных международных закупок. Мы предоставляли свою экспертизу и поддержку.

Международные закупки в нашей стране внедрены с 2015 года и зарекомендовали себя как успешные в регионе восточно-европейских стран. Опыт Украины перенимают 5 стран региона. Договоры о закупке лекарств с Программой развития ООН заключили Босния и Герцеговина, Казахстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан.

Однако, все это время никто не забывал о создании собственного закупочного агентства, ведь это вопрос способности нашего государства обеспечивать лекарствами пациентов. Его создание началось в 2018 году на базе тех процессов и людей, которые строили международные закупки в Украине. Основная идея национального закупщика — усилить институт закупок в Украине.

Какие закупки лягут на плечи ГП? Речь идет о закупке лекарств, которые медицинские учреждения проводят самостоятельно. Достаточно логично, что ГП может собирать потребность на закупку лекарств у заведений, формировать крупные лоты и покупать препараты по оптовым ценам. Также, со временем, агентство может взять на себя часть закупок от международных организаций. Но нужно понимать, что есть рынок вакцин, или некоторых уникальных препаратов, закупки которых лучше оставить в руках международных организаций. Ведь производители таких препаратов обычно работают с большими лотами и по предзаказу, и международные организации выполнят такие закупки эффективнее через выходы на международные рынки.

Анализ закупок через ГП

Поскольку мы всегда анализировали закупки международных организаций, то ГП «Медицинские закупки Украины» тоже не остались без внимания. Мы сделали свой анализ одной из первых закупок ГП, что проводились в рамках программы, реализуемой за средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине, и сравнили закупки с теми, которые осуществлялись другими медучреждениями.

Результаты анализа показали, что старт ГП «Медицинские закупки Украины» успешен. Для анализа мы выбрали 12 тендерных процедур, которые провело государственное предприятие на протяжении 2-х месяцев (май-июнь) текущего года, и сравнили закупки с теми, которые осуществлялись другими медицинскими учреждениями. Закупки были осуществлены по конкурентным ценам, благодаря чему было сэкономлено 5,5 млн  грн по сравнению с ожидаемой стоимостью всех лотов. Закупки организовывались через украинскую электронную систему ProZorro — это препараты для профилактики и лечения оппортунистических инфекций, а также лекарственные средства для лечения побочных реакций на противотуберкулезные препараты. Ниже в таблице приведу конкретные примеры:

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Вполне ожидаемо и логично, что медицинские учреждения закупают лекарства дороже ГП, поскольку количество препаратов, что они закупают, значительно меньше. Одними из факторов, которые существенно влияют на стоимость препаратов для ГП, являются: прямые переговоры с производителями до объявления процедуры закупки, большой объем закупки, а также тщательный подход к определению ожидаемой стоимости лекарств. Поэтому медицинским учреждениям, которые осуществляют закупки на местах, следует учесть в дальнейшем планировании собственных закупок возможность  сотрудничества с госпредприятием.

Ведь у госпредприятия есть  функция предоставлять услугу организации и полного сопровождения процедур закупок и закупок по рамочным соглашениям для медучреждений и структурных подразделений здравоохранения.

Поэтому региональные заказчики смогут делегировать эти функции ГП и таким образом облегчить себе работу, и за счет конкурентных цен покрыть большую потребность в лекарствах.

Предприятие уже в скором времени должно получить статус централизованной закупочной организации. Этот статус дает возможность осуществлять закупки в интересах заказчиков, то есть медицинских учреждений: уменьшит их расходы на закупку лекарств, возьмет на себя юридическое сопровождение тендерных процедур и снимет со специалистов учреждений несвойственную им закупочную функцию.

Однако, очень важно через законодательные изменения предоставить госпредприятию такие же возможности, которые имеют международные организации в закупках, чтобы оно могло закупать так же эффективно. Это, например, освобождение лекарств от 7% НДС, упрощенная регистрация лекарственных средств, если препарат-победитель тендера не зарегистрирован в Украине.

Сейчас это законодательное поле не урегулировано. Чтобы дать возможность ГП закупать высокотехнологичные лекарственные препараты на общенациональном уровне, Верховная Рада Украины должна принять соответствующий пакет законов, а Минздрав Украины — разработать под него нормативные акты. Ведь через два года закончится действие Закона, который позволяет международным организациям покупать лекарства для Украины. И хотя действие этого Закона нужно продлевать, чтобы дать возможность международникам и дальше закупать, например, вакцины, но это не снимает с госпредприятия необходимости стать сильным национальным закупщиком. Поэтому срочно нужно принять законы, разработать пидзаконку, а госпредприятию перенять опыт у международных организаций.

Через два года ГП «Медицинские закупки Украины» должно стать сильным, сохранить свою прозрачность и иметь все законодательные права для обеспечения украинских пациентов необходимыми лекарствами.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X