Пять рецептов. Как европейские центральные банки завоевывают доверие людей

9 октября 2019, 14:30

Почему поговорка «деньги любят тишину» безнадежно устарела и что должны делать коммуникационщики финансового сектора для развития доверия

Энджел Гурия, председатель Организации экономического сотрудничества и развития, называет восстановление доверия к институтам самым большим вызовом мира, а экс-глава Международного валютного фонда и будущая глава Европейского центрального банка Кристин Лагард признает, что этот путь будет нелегким.

Видео дня

Почему же доверие так важно

Ряд экономистов подтверждают: между доверием к государственным институтам и индивидами в обществе связь с ВВП и экономическим ростом. От того, насколько государственные органы будут успешными в построении доверия, зависит и уверенность обычных граждан в завтрашнем дне, и способность бизнеса и инвесторов принимать удачные решения.

Особенно вопрос доверия критичен для такой «деликатной» сферы как финансы.

Именно поэтому центральные банки по всему миру так стремятся построить отношения уже не только с MEN (Market, experts, news-agencies), но с людьми, гражданами своих стран.

Рассматриваемая организация экономического сотрудничества и развития разработала собственную методологию измерения доверия и методологический аппарат. Они различают индивидуальное доверие (людей к людям) и доверие к институтам.

Предложенные во время форума центробанкиров «Enhancing Knowledge and Building Trust» рецепты коллегами я разделила на 5 групп — соответственно до 5 измерений доверия (по определению ОЭСР).

Наличие обратной связи. Слушайте, что о вас говорят ваши аудитории и корректируйте свою коммуникацию. В хорватском центральном банке регулярно проводят опросы среди своих аудиторий на знание мандата этого учреждения и отношение к ней. Оказалось, что 87% хорватов вообще не интересуются тем, что делает их ЦБ, но одновременно они считают, что эта государственная организация должна заниматься другими вещами, чем прописаны в законе. Здесь есть известная среди центробанкиров проблема —двойной вызов отсутствия и знаний, и заинтересованности в сложной экономической информации среди широкой аудитории.

Надежность. Сделайте так, чтобы вы могли выполнять взятые на себя коммуникационные обязательства в долгосрочной перспективе. Румыния обеспечивает надежность своих коммуникационных усилий по финансовой грамотности на национальном уровне, подписав соответствующий меморандум о сотрудничестве. Среди подписантов и министерство образования, и министерство финансов, и национальный финансовый регулятор, и банковская ассоциация. Это создает синергию и устойчивость в государственной политике.

Честность. Говорите, что вы делаете, и делайте, что говорите. ЦБ Бельгии публикует повестку дня работы своего руководителя полностью, без купюр: где, когда и с кем он встречался и говорил. Это позволяет исключить возможности для непрозрачного принятия решений и влияния лоббизма.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Открытость. Коммуникация должна стать для вас настоящей, а не мнимой дорогой с двусторонним движением. Полностью используют потенциал социальных медиа в Финляндии. В основе их подхода в центральном банке — «слушать и быть в диалоге». Это работает как для главы банка, так и для всех сотрудников.

Справедливость. Отвечайте потребностям своих людей и уважайте их. Многие из центральных банков используют инструмент «эмбарго»: когда информацию предоставляют медиа с договоренности публиковать раньше определенного времени. Да, этот инструмент всегда несет риски утечки информации. Но преимуществ больше. Для медиа это возможность иметь достаточно времени «переварить» сложный контент, а для учреждения, использующего эмбарго, — снизить вероятность ошибок и повысить качество публикаций.

Кризис доверия — следствие мирового финансового кризиса, характерен не только для нашей страны. Однако сейчас мы имеем окно возможностей: украинцы выдали огромный кредит доверия многим государственным институтам. Это шанс и для финансового сектора, который пока отстает: выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, в основе которых диалог, взаимное уважение прав и обязанностей и честность.

Колонка написана по выступлениям форума центробанкиров «Enhancing Knowledge and Building Trust» (Стамбул, Турция).

Показать ещё новости
Радіо NV
X