Байден, Северный поток-2 и Украина: изменится ли позиция Вашингтона?

14 декабря 2020, 08:00

Почему Украине не стоит воспринимать санкции США против Северного потока-2 как должное.

Примерно в это время год назад решалась судьба украинско-российского контракта на транзит газа: серия неудачных двусторонних и трехсторонних привлечением представителей Европейской комиссии) переговоров между Киевом и Москвой производила впечатление неизбежности очередной украинско-российской газовой войны. Судьбу украинского транзита спасли американские санкции против компаний-трубопроводчиков, названные «скальпелем» авторами этих санкций. Учитывая выигрыш Байдена на выборах США, не может не волновать то, как он будет проводить свою внешнюю политику в отношении России и как будет внедрять свое видение «энергетической дипломатии».

Видео дня

На первый взгляд может показаться, что американская «газовая дипломатия» займет периферийное место в политике президента-демократа: в отличие от своего предшественника, которого поддерживало нефтегазовое и угольное лобби, бывший вице-президент США времен Обамы поддерживает экологическую повестку. Байден выступает за возвращение Вашингтона к Парижскому климатическому соглашению и поддерживает декарбонизацию энергетической отрасли (то есть переход исключительно на генерацию из возобновляемых источников энергии) до 2035 года. Правда, это вовсе не означает, что Администрация 46-го президента США будет менять «газовую стратегию» энергетической политики, которая началась после «сланцевой революции» в США.

Украине не стоит воспринимать санкции как должное, а надо уже сейчас готовиться к эпохе «конца российского газа» путем диверсификации источников импорта природного газа

Хотя на долгосрочную перспективу политика США будет отходить от использования газа в пользу экологических источников энергии, в течение каденции Байдена Вашингтон точно будет продолжать действующую газовую политику. Европейская энергетическая политика бывшего «мирового полицейского» базируется на его понимании понятия безопасности: для США увеличение собственного экспорта СПГ в Европу — это средство борьбы на газовом фронте против Российской Федерации, средство уничтожить российскую монополию на экспорт «голубого топлива», тем самым ослабив ее влияние на европейские страны.

В контексте европейской энергетической безопасности и на фоне российско-американской газовой конкуренции, Северный поток-2 выступает одним из ключевых элементов этой борьбы. Именно поэтому в Вашингтоне санкции против Северного потока-2 воспринимаются как защита европейской энергетической безопасности. Еще в 2016 году тогдашний экс-президент отмечал, что Северный поток-2 только повредит Европе, сделав ее более зависимой от России.

Бесспорно, нельзя отрицать экономическую заинтересованность или целесообразность для американских компаний в наращивании США влияния на европейский энергетический рынок. Правда, если бы Северный поток-2 был сугубо экономическим проектом, желание американских компаний повысить собственные доходы не могло бы привести к настоящему геополитическому противостоянию, в котором Вашингтон пошел на открытый конфликт с Берлином. Северный поток-2 — это больше политический, чем экономический проект.

Сейчас в политических кругах США существует консенсус относительно продолжения действий существующих санкций. Именно из-за политики безопасности восприятия этого газопровода в США сложился двухпартийный консенсус, что Северный поток-2 грозит американским национальным интересам. Поэтому не стоит ожидать, что Байден для улучшения отношений с Германией сможет сразу «отдать в жертву» судьбу Северного потока-2. Немецкий институт по международным вопросам и безопасности, ведущий немецкий исследовательский аналитический центр, в своей аналитической записке, посвященной будущему отношений между США и ФРГ, признает, что Администрация Байдена так просто санкции не снимет. В записке рекомендуется Германии уделять больше внимания развитию энергетической инфраструктуры в Восточной Европе и активизировать усилия на пути к «энергосолидарности». По мнению авторов записки, только такие шаги позволят в долгосрочной перспективе снять санкции.

Бесспорно, американские санкции не будут длиться вечно: стопроцентно, что до 2024 года, именно 31 декабря 2024 года заканчивается украинско-русский контракт на транзит газа, санкции будут сняты. За почти 5 лет США смогут увеличить в несколько раз экспорт СПГ в Европу, проинвестировать строительство ряда СПГ-терминалов и заключить многосторонний контракт на экспорт «молекул свободы» с различными государствами. Через несколько лет для Вашингтона, который имеет все шансы стать одним из главных игроков на европейском газовом рынке, вопрос сотрудничества с ФРГ будет весить больше, чем Северный поток-2 — тем более за несколько лет глобальное влияние Штатов еще больше фрагментируется, что будет вызывать сильную конкуренцию с Китаем и новыми центрами влияния. Поэтому США и будут пытаться сохранить союзнические отношения с Германией в системе realpolitik 2.0.

Украине не стоит воспринимать санкции как должное, а надо уже сейчас готовиться к эпохе «конца российского газа» путем диверсификации источников импорта природного газа: не требуется игнорировать ни импорт американского «голубого топлива» через Польшу и страны Балтии, ни присоединение Украины к Южному газовому коридору, ни возможность построения собственного СПГ-терминала. Учитывая возможности отечественной ГТС и крупнейшую в Европе сеть подземных хранилищ газа, нужно сделать все возможное, чтобы сохранить статус транзитера после 2024 года.

Американские санкции против Северного потока-2 предоставили Украине необходимое время, и нужно правильно его использовать.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X