Отмена госрегулирования цен на топливо: скажите, наконец, людям правду

19 мая, 18:35

Осознайте нашу миссию: мы первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей. Легко не будет.

Выдержал паузу, чтобы услышать первые отзывы на это решение. Они, как обычно, полярны: победа спекулянтов или мудрый шаг правительства. Зрада и перемога, ничего нового. Поделюсь своим отношением.

Видео дня

Давайте снова с начала. Главная причина дефицита горючего — отсутствие достаточных поставок. Европа топливно дефицитна сама по себе. К примеру, Польша — наш главный партнер — должна искать для себя по импорту 7 млн т дизтоплива и бензина в год. Это даже больше, чем все наше прогнозное потребление в послевоенный период.

Осознайте нашу миссию: мы первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей. На собственном опыте мы сейчас убеждаемся, как сложно это сделать и как сложно принять решение об эмбарго другим. Ни одна страна Европы не имеет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения.

Большие вызовы — большие проблемы. С ресурсами мы определились, даже их законтрактовали, но не можем их довезти из европейских портов, НПЗ, нефтебаз в Украину.

Вопрос решается, те же поляки удивляются нашим темпам, но все равно нужно время. Ожидается, что месяца два. Это при условии, что ничего не случится, а на войне это норма.

Ускорить наполнение рынка можно встречным путем — ограничением потребления. Действительно, на ажиотаже сограждане начали заполнять не только баки авто, но и любые другие емкости. В одной из сетей поделились статистикой: при возможности заправить 30 л, только половине таких клиентов удается вдавить такой объем. То есть баки не пустые. Но с полным баком мы засыпаем лучше.

Далее. Вчера пришла статистика — ввезли 76 500 «льготных» машин. Я так понимаю, в текущих условиях люди покупали их, чтобы активно использовать, а не поставить в гараж. Считаем: 76 500 умножаем на 20 л в сутки (200 км пробега) и на 30 дней = 46 млн л или 36,7 тыс. т в месяц. Наша расчетная потребность составляет 450 тыс. т горючего в месяц. Потенциально имеем спрос на 8% потребления.

Осознайте нашу миссию: мы первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей

Есть еще одно событие. Госрегулирование разделило рынок пополам — одни придерживаются предельных цен, другие нет. Расстояние — 20 грн на литре. Это спровоцировало логический переток горючего из первого сегмента во второй, способствуя удлинению очередей.

Также нет регулирования на опт, текущий в спекулятивный сегмент рынка, где ребята заработают 27, а не 7 грн/л.

Возможность заработать на разнице цен — еще один фактор роста спроса. Граждане быстро стали трейдерами, весь OLX продает талоны на горючее.

Правительство надеялось, что поставки вот-вот наладятся (мы все надеемся на лучшее). Но после того, как Свириденко лично побывала в Варшаве на «дизельных» встречах с союзниками, оценка перспектив, судя по всему, изменилась.

По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но тяжелое решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу.

Что мне не нравится — это спешка и создание лишних ожиданий. Так мы говорим об улучшении через неделю, потом через вторую. То угрожаем спекулянтам-мародерам, а затем соглашаемся на рост цен. Но снова делаем это как-то не искренне: говорим о свободном ценообразовании, но ожидаем 52 грн на бензин и 58 на ДТ. Это при том, что в группе дизтоплива дешевле 60 нет, однако есть реальные контракты по 65.

А главное — знаем, что уверенности в достаточных объемах поставок нет.

Как нужно сделать.

Во-первых, объяснить (или как вы любите говорить, коммуницировать) людям, что с горючим легко не будет. Мы реально делаем невозможное, строим новый рынок, вопреки всему, разворачиваем потоки углеводородов с Запада на Восток. Без преувеличения меняем энергетический рынок мира.

Во-вторых. Вернуть акцизы. Вы решаете задачку уменьшения спроса методом больших цен. Но сейчас высокая цена будет за счет высокой наценки, ничего не дающей с точки зрения наполнения рынка. Ведь экономических стимулов у трейдеров предостаточно, проблема не в деньгах. Пусть эта цена будет высокой за счет налогов, выгоды государства. Это и людям будет понятнее: купил горючее по 55−70 грн/л, а ведь из них 10−15−20 грн пойдет на ВСУ. Согласитесь, это уже другая история. Коммуницируйте это!

В-третьих: продолжаем методично работать над развитием транспортных коридоров. Нет простых решений, без политической поддержки все будет гораздо медленнее. Польша и Румыния не обеспечат требуемый объем. Нужны новые партнеры. В частности, давим на венгров (о реверсе нефтепродуктопровода немного поспешили). Работаем с немцами для транспортировки из Западной Европы. Прорабатываем пути из Средиземного моря.

Правительство должно говорить людям правду. Кого вы еще боитесь напугать в этой стране? Чем, нехваткой горючего и дороговизной во время войны? Неужели люди этого не понимают? Смелее! Берите пример с наших ребят на фронте.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X