Clubhouse: боевая магия стартапов и массовых коммуникаций
В эпоху потребления и перепотребления, несмотря на повторяемые мантры об информационной гигиене и разгрузочных днях, мы решили, что единственное место, куда нас социальные сети еще не трахнули — это уши. Что ж, ловите Clubhouse!
Говорить о нем скучно, потому что он скроен по всем знакомому технологичному голливудскому сценарию. Но так как я систематически обращаю внимание всех интересующихся коммуникациями и маркетингом, что из эры клипового мы шагнули в эпоху ртутных брендов, построенных по всем законам сериалов, пример Clubhouse является крайне показательным.
Сериальный/ртутный бренд отличается от лавмарок прошлого тем, что смешивает три необходимых ингредиента: персонализация (главный герой, за которым интересно следить), социальная ответственность (чтобы быть ближе к людям), ньюзмейкинг (умение создавать новости, быть новостью).
Итак, следите за руками и сценарием душещипательного сериала «Клабхауз. Первая кровь из ушей».
Завязка
Молодой предприниматель Пол Дэвисон одержим идеей создания социальной сети. В 2012 году он создает приложение Highlight, которое объединяет людей по их интересам в Facebook. Проект подвергают критике за нарушение приватности и раскрытие информации незнакомцам. В поисках поддержки герой встречается с инвестором Эндрю Ченом, но тот отказывается поддержать проект. Мечты рушатся.
В 2015 году Пол закрывает проект и стартует новый — соцсеть под названием Shorts, что-то вроде инсты, но со всеми фото из твоей медиатеки, чтобы «дать людям максимально откровенный и интимный взгляд на вашу жизнь, сохраняя при этом частичку конфиденциальности», — писал Techcrunch. Но проект снова не взлетает и в следующем году, Пол с командой, казалось бы, навсегда отказывается от мечты, уйдя работать на дядю — в Pinterest.
Развитие
Герой подавлен, работа стольких лет лежит в руинах, но судьба сводит его с Роганом Сетом (оба работали в Гугл, оба выпускники Стенфорда). Последний переживает личную трагедию. Его дочь Лидия родилась с редкой генетической мутацией. Сет с женой организовали фонд, цель которого — разработка специального лекарства для таких детей, как Лидия. Он обращается к Дэвисону с просьбой помочь с фандрейзингом для фонда. Так зарождается дружба и сотрудничество.
Их новое детище Talkshow работает как радиошоу, в которому активно подключаются эккаунты Твитера. И так рождается Clubhouse. Авторы делают сделать ставку на живое общение: соцсеть состоит из «комнат» и «клубов» по интересам, взаимодействовать в которых можно только голосом и лишь в режиме реального времени — записывать разговоры запрещено правилами сервиса.
Делаем заметку про экологичность и искренность проекта, его глубокие человеческие ценности и блаблабла.
Кульминация
Тут наверняка должно быть о воротилах финансового мира и всяких барьерах на пути к успеху, которые наши герои героически преодолевают, получив в 2020-м году (помните Чена из завязки, который уже работает в Andreessen Horowitz) инвестицию в $10 млн. Имея всего 1 500 пользователей на май 2020 года оценка приложения составила $100 млн.

Развязка
В Clubhouse зашел Илон Маск, анонсировав свое выступление в Clubhouse у себя в твиттере с 46 миллионами подписчиков.
За ним потянулись Вакарчук с Дубилетом — и наступило тотальное счастье.
Итак, мы видим, что вся история нового феномена мало того, что укладывается в простейшую схему сюжета, но также оснащена всеми атрибутами сериала, включая массированную поддержку самых разных селебрити.
На людей так просто произвести впечатление, особенно, когда над этим работает команда, обладающая массовым вниманием и безграничным ресурсом инфлюенсеров.
Хотите родить новый Клбахаус: выберите орган чувств, который в настоящее время обойден массовым вниманием, вложите в него мощь инвестиционного фонда, привлеките селебрити первой величины.
А самое забавное, что все это работает, как старое доброе радио, изобретенное то ли Поповым, то ли Маркони. Работает как феномен, концентрирующий массовое внимание, будет работать как бизнес, объединяющий в одной точке массу людей. Потому что массовое внимание и массовое влияние очень просто монетизировать. Именно для этого придумали рекламу. И Илона Маска.