Open data — панацея или приговор для строительной отрасли?

23 октября 2020, 13:30

Все участники процесса развития города должны договориться и совместными усилиями разработать правила. Времени осталось очень мало. Успеем?

Во время презентации мобильного приложения Дія 2.0 в начале октября министр цифровой трансформации сказал, что с 1 сентября 2021 года органы власти не смогут требовать бумажные документы от украинцев. Строительная отрасль это событие не заметила. Но наша реакция на него может или вывести отрасль на качественно новый уровень, или полностью парализовать ее.

Видео дня

Менее чем через 11 месяцев ДАБИ, Минкульт и другие органы власти не смогут апеллировать к письмам, разъяснениям и других бумажкам. Законную силу будет иметь только градостроительная документация — режимы, регламенты, историко-архитектурный опорный план, имеющиеся в открытом доступе.

Для тех, кто знаком с функционированием строительной отрасли, очевидно, что неполные 11 месяцев — очень короткий срок для разработки правил, полиси и всех документов, необходимых для работы в новых условиях. Их не смогли разработать за 20 лет — никто не хочет выполнять свое домашнее задание.

Сейчас мы находимся на перепутье. Есть два возможных сценария на следующие месяцы — консенсус или конфликт

В процессе девелопмента территорий есть несколько основных участников, у каждого из них своя роль. Роль муниципалитета, городских и районных администраций заключается в формировании устойчивых и долговременных стратегий развития. Судя по тому, что Киев не имеет ни зонинга, ни историко-архитектурного опорного плана, ни даже генплана, который отвечал бы современным мировым подходам к развитию городов, свою роль муниципалитет не выполняет.

Не лучше ситуация с Министерством культуры, выбравшим позицию страуса, который прячет голову в песок, и годами не может принять необходимые документы и регламенты, заменяя их мораториями на строительство. Так же, как не может принять факт, неоднократно подтвержденный решениями Верховного суда частности, по делу № 826/16335/17 от 13.02.2019): согласование проектной документации является административной услугой, которая предоставляется автоматически или по принципу молчаливого согласия. И вообще ничего не согласовывает.

Всем остальным участникам процесса развития территорий — архитекторам, девелоперам, горожанам, общественным девелоперским организациям, бизнесу — приходится работать в крайне непрозрачных условиях.

Информационные ресурсы властных субъектов закрыты для общественности — они приватизированы, монополизированы и не работают в режиме открытой экосистемы. Это ограничивает количество государственных сервисов договоренностями между чиновниками и приближенными к ним лицами, создает предпосылки для злоупотреблений и спекуляций данными.

Сейчас мы находимся на перепутье. Есть два возможных сценария на следующие месяцы — консенсус или конфликт.

Все участники процесса развития города могут совместными усилиями разработать правила, которые определят стоимость многих объектов недвижимости и перспективы развития территорий на десятилетия.

Следует разработать стратегии развития — не просто схемки с функциональным назначением, а концепции устойчивого развития городской мобильности (включая транспортную, вело- и пешеходную инфраструктуры), многофункциональных районов, общественных центров, экономического потенциала города, в частности, мест приложения труда, экологии и озеленения, мест общего пользования и инклюзивной среды и тому подобное. Все это должно лечь в основу необходимых документов стратегического планирования.

Стратегия устойчивого развития Киева, концепции интегрированного развития районов, Генплан, зонинг, историко-архитектурный опорный план, детальные планы для всех городских территорий, правила застройки города — это исходные данные с четко прописанными ориентирами, условиями и пределами дальнейших действий каждого из участников градостроительного процесса. Они должны быть публичными, взаимосвязанными и обновляться в режиме реального времени.

При проектировании объектов недвижимости мы используем инструменты BIM. Они позволяют, в частности, с изменением одного параметра изменить все связанные параметры в проектной документации. Этот принцип должен быть применен к работе с городскими системами, и мы, наконец, должны забыть о ситуации, когда различные участники процесса развития города действуют вопреки друг другу. Примеров слишком много.

Конфликт интересов существует не только на уровне города — он существует на уровне каждой компании. Личной задачей для себя, как бизнесмена, я считаю формирование четкого плана преобразований и концентрацию экспертного потенциала компании вокруг быстрой и эффективной реализации запланированного роста. Моя главная цель как менеджера в бизнесе — достичь эффекта синергии, когда все действуют быстро, качественно и эффективно.

Город также должен действовать как слаженная эффективная система. Главное условие для этого — качественный консенсус. Его суть в том, что стейкхолдеры откажутся от борьбы за рост стоимости одного актива за счет снижения стоимости соседних в пользу повышения капитализации всего рынка, возможного только при условии существования общих и прозрачных правил. Бизнес, застройщики, муниципалитет, община должны объединиться ради достижения общей цели и совместно работать над созданием этих правил.

Для этого необходимы ясное мышление, высокая концентрация и смелость. И лидер — профессиональный градопланировщик и эффективный модератор процесса. Пока эту роль поручили мелком городском чиновнику.

Что случится, если к тому времени мы не будем иметь открытых данных о функционировании города и четких градостроительных правил?

Выдача разрешений на строительство существенно усложнится, ведь правила не будут четко сформулированы и не будут решать задач градопланировочного развития.

В то же время строительство будет развиваться по неконтролируемому сценарию, что будет причинять непоправимый вред архитектурному состоянию столицы, провоцируя конфликты с обществом. Контролирующие органы не будут иметь оснований для остановки строительства.

Все это может случиться одновременно. Для рынка это будет означать полный хаос. Девелоперы, ведущие свою деятельность законно, строить не смогут. А к тем, кто строит вне закона, нельзя будет применить никаких санкций.

Я точно понимаю, что единственный путь развития в эпоху Uber, Monobank и разумных городов — радикальная прозрачность, максимальная диджитализация и уберизация городских данных и сервисов. Но для всех участников процесса девелопмента — это также вызов, с которым мы должны справиться в максимально короткие сроки.

Итак, конфликт или сохранение status quo?

Самый вероятный сценарий — неконтролируемый конфликт. Почему? Потому что мы живем в эпоху, когда декорации имеют большее значение, чем качество и устойчивость конструкций. Пока что гора родила мышь.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X