Чего от Украины требует МВФ

1 комментировать
Недавно Украина получила очередной транш кредита от МВФ. В новом меморандуме с фондом власть подписалась под 19-ю обязательствами

Сейчас ведутся дискуссии вокруг пенсионной реформы и открытия рынка земли. Но это только два из девятнадцати необходимых мероприятий. Не менее важными являются и другие сферы, которые требуют изменений. Например, 3 структурных маяка в меморандуме с МВФ посвящены социальным выплатам.

1. Требование по уменьшению расходов госбюджета на оплату субсидий на жилищно-коммунальные услуги.

Расходы предлагается ограничить значением в 47 млрд грн. Эти расходы росли неконтролируемыми темпами. В 2016 году в госбюджете предусматривалось 43 млрд грн на субсидии. Фактически за 8 месяцев года было зарегистрировано казначейских обязательств на 48 млрд грн. До конца года сумма грозила вырасти до 60 млрд грн. В бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрено 50 млрд грн, и при условии значительного увеличения количества домохозяйств, вовлеченных в субсидирование, этой суммы катастрофически не хватает. Несколько десятков миллиардов сверхплановых расходов бюджета можно покрыть только за счет эмиссии национальной валюты, то есть с помощью печатного станка. Это сделает экономические расчеты касательно инфляции и курса гривни дешевле бумаги, на которой они напечатаны.

Поэтому Украине нужны шаги по ограничению этих расходов. Согласно меморандуму, это улучшение адресности, корректировка норм в непиковые месяцы и введение тарифа на доставку газа. Последний, самый легкий шаг, власть сделала. Просто введение новой коммунальной услуги, на оплату которой действие субсидии не распространяется. С двумя другими шагами сложнее. Региональным облгазам и облэнерго – частным структурам, которые в основном принадлежат господам Фирташу и Ахметову, перечисляют огромные средства по программе субсидий. Система построена так, что объемы потребленных населением услуг завышаются, тарифы (Роттердам+) также берутся в отрыве от связи с реальностью. Таким образом олигархическому бизнесу обеспечиваются сверхприбыли за счет бюджета. Улучшение адресности субсидий - это:

- исключение из числа субсидиантов лиц, которые отапливают за государственный счет дворцы по 500-600 кв. м со счетом на отопление в 10-20 тыс гривен ежемесячно, однако не имеют официальных доходов, и для государства являются малообеспеченными;

- исключение адресов, по которым вообще нет домов, то есть элементарный контроль за тем, чтобы субсидию получали только те, кто в этом нуждается. Внедрение такого контроля неразрывно связано с успешным функционированием верификации социальных выплат. Третий шаг – корректировка норм потребления в непиковые месяцы также не понравится олигархам. Ведь что может быть лучше, когда государство платит за отопление жилья гражданина одинаковую сумму в январе и марте.

Следовательно, ограничивать раздувание государственных расходов очень важно, и делать это надо не банальным перекладыванием финансового бремени на население путем введения новых тарифов. Надо повышать эффективность расходов и их адресность.

2. Следующий маяк предусматривает монетизацию субсидий на уровне предприятий-предоставителей услуг, то есть облгазов.

Они получают от государства деньги по субсидиям в виде газовых квот от Нафтогаза. Поскольку нормы потребления завышены – субсидианты потребляют не весь этот газ, и избыток облгазы продают другим потребителям, получая с таких покупателей 100% прибыль.

Требование по такой монетизации уместно только при условии существования реального рынка газа. То есть когда облгазы смогут покупать газ не только у Нафтогаза, а и у других производителей. Имея реальные средства, вместо квот на газ, облгазы смогут выбирать лучшего поставщика, будет развиваться конкуренция, что в целом будет развивать этот сектор экономики. Но это в теории, как будет на практике еще не понятно. Без рынка газа эта норма будет лишь упрощением жизни для олигархов, которым теперь не придется монетизировать субсидные сверхприбыли путем продажи излишков газа другим потребителям, сверхприбыли будут сразу оплачиваться государством.

Конечно же, самым лучшим решением была бы монетизация субсидий на уровне населения. Если бы каждый субсидиант получал в месяц 1-2 тыс. грн на отопление, как долго он/она будет отдавать эти деньги облгазу? Или же сразу начнет считать калории и гигаватты для уменьшения счетов за газ, чтобы часть субсидии оставалась у гражданина для других расходов? Представляете такие инвестиции в энергоэффективность в размере 50 млрд. гривен? Как вся страна массово начинает ремонтировать дырявые крыши, разбитые окна в подъездах, в подвалах начинают появляться новые котлы на современных видах топлива. Несколько дней назад Правительство анонсировало выплаты получателям субсидий по 700 грн наличными. К сожалению никаких разъяснений или предварительных консультаций относительно такой монетизации не было, Правительство решило удивить общество экспромтом, как в свое время было с минимальной зарплатой 3200 грн. Однако, если система действительно будет работать, как заявляется, и население будет получать наличными разницу между нормативным потреблением и фактическим потреблением, это даст свой положительный эффект.

3. Маяк по созданию реестра получателей социальных выплат.

Такой реестр является необходимой составляющей верификации (поиска мертвых душ) социальных выплат. В течение 2017 года, к сожалению, ни одной новости касательно прогресса в этой сфере не было. Хотя министр финансов оценил фискальный эффект от прекращения выплат по мошенническим схемам в 2016 году в размере 10 млрд. гривен. Эксперты называли суммы потенциальной экономии в 60 млрд грн ежегодно. Только создание реестра, исключение государственной помощи сотням тысяч, если не миллионам мертвых душ, проведение независимого аудита Пенсионного фонда, являются предпосылками пенсионной реформы. Нельзя рассказывать о дефиците Пенсионного фонда и призывать к повышению пенсионного возраста, повышению необходимого стажа для пенсии, когда миллиарды гривен выплачиваются в неустановленном направлении.

Такими являются три структурных маяка меморандума, посвященные социальным выплатам. Три маяка – три возможности многомиллиардной экономии госбюджета, три возможности улучшить уровень жизни в нашей стране.
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: