Во сколько обойдется бизнесу RAB-регулирование

0 комментировать

Публикация 10 января 2018 постановления НКРЭКУ №972 является последним элементом, позволяющим введение в действие RAB-регулирования, а именно системы тарифообразования для транспортирующей и распределительных компаний, являющихся естественными монополиями.

Стимулирующее регулирование заключается в том, что доход компании зависит от регуляторной базы ее активов и должен зависеть от качества предоставления им услуг/товаров. Базу активов составит собственная инфраструктура облэнерго, использующаяся для распределения электроэнергии.

Именно на обновление инфраструктуры и направлено введение инструмента RAB-регулирования в Украине. Энергетическая отрасль очень нуждается в модернизации, в том числе электрических сетей, ведь транспортирующая, в особенности распределительная инфраструктура далеко не в лучшем состоянии. Ее износ достигает 90%, от чего страдают все потребители, как бизнес, так и граждане. Те и другие часто недополучают мощность, страдают от перепадов напряжения и частых отключений.

Но, введение стимулирующего тарифообразования на предложенных нам условиях приведет не столько к модернизации инфраструктуры, сколько к обогащению монополистов. Регулятор так выписал инструмент, что теперь владельцы облэнерго гарантированно получат дополнительные сверхприбыли. При этом, бремя этих доходов переложат в потребительский тариф, прежде всего бизнеса. И, скорее всего, без реального улучшения качества услуг облэнерго.

По нашим подсчетам, нагрузка на предпринимателей вырастет в среднем на 10%, а по некоторым регионам – до 25%. В денежном эквиваленте это будет обходиться бизнесу от 281 млн грн в Ивано-Франковской области до 1,4 млрд грн в Киевской.

Мы убеждены, что такая имплементация RAB-регулирования Украине может оказаться не на пользу. RAB-регулирование непростой инструмент. Поэтому он внедряться при условии эффективного энергетического регулятора и сбалансированного подхода. Ведь именно регулятор закладывает в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго и контролирует эффективность расходования средств, а главное – устанавливает связь между доходностью монополии и качеством ее услуг. Подтверждением не эффективного контроля со стороны регуляторов могут быть примеры других стран, которые ввели стимулирующий тариф и получили от этого противоречивый эффект, не всегда в пользу потребителей:

  • в Великобритании в 2016-2017 годах при инфляции в 3% тарифы на услуги естественных монополий вырасти на 28%. Конечно теперь британцы не имеют проблем с перебоями электроснабжения (их средняя годовая продолжительность 50 мин., тогда как в Украине она составляет 690 мин), но действительно ли была такая потребность в росте стоимости услуг;
  • в Австралии сетевые компании смогли за несколько лет увеличить стоимость своих активов в 5 раз и сейчас они одни из самых высоких в мире.

Интересно, что подзаконные акты для внедрения RAB-регулирования в Украине были приняты еще в 2013 году. Однако в течение 5 лет их положения для потребителей электрической энергии были существенно ухудшены, в частности:

  • постановлением НКРЭКУ от 08.10.2015 №2561 показатели предельной продолжительности перерывов электроснабжения снижены в 4 раза (до 150 мин. для города и 300 мин. для села, хотя и они в 3-6 раз выше средних показателей в ЕС)
  • вышеуказанным постановлением НКРЭКУ №972 норма доходности старых активов повышена с 5% до 12,5%, а новых – уменьшена с 14,79% до 12,5%.

Таким образом, НКРЭКУ устанавливает одинаковый гарантированный уровень доходности облэнерго как для существующих, так и для новых еще не созданных активов в размере 12,5%. При этом, стоимость активов энергокомпаний значительно превышает объем реально инвестированных в компании средств. Например, во время приватизации Кировоградоблэнерго его нынешним владельцем было уплачено государству $16 млн за 51% акций. По результатам переоценки активов, их стоимость возросла до $271 млн (то есть в 8,5 раза). Теперь, в соответствии с решениями НКРЭКУ, владелец компании будет получать 12,5% от переоцененной стоимости ежегодно. То есть, уже за первый год действия RAB-регулирования владелец Кировоградоблэнерго получит в 2 раза больше, чем заплатил за компанию.

Поражает?! Именно поэтому мы убеждены, что при внедрении нужно принять стоимость активов облэнерго в соответствии с их приватизационной стоимостью. В таком случае, норма дохода может устанавливаться на уровне учетной ставки НБУ. Или, в случае начисления нормы дохода на активы, стоимость которых оценена в соответствии с действующей методикой (приказ ФГИУ от 12.03.2013 № 293), предусмотреть ее на уровне 1-5%.

А еще следовало бы повысить требования к качеству услуг и установить зависимость нормы дохода от их выполнения.

Поскольку этого не было сделано, рост тарифов на распределение электроэнергии, скорее всего, приведет к увеличению разрыва в ценах на электроэнергию для населения и промышленности.

Наверное, для населения тариф вырастет не сразу, он определяется с учетом социально-популистских предпочтений политиков. И за год до выборов они вряд ли это позволят. Но потребитель заплатит дополнительно, когда придет в магазин купить украинские товары или будет платить за услуги. Более того, каждый из нас заплатит своим будущим и будущим своих детей из-за снижения конкурентоспособности украинской экономики в долгосрочной перспективе.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: