Нефтегазовая стратегия или политические лозунги

0 комментировать
На этой неделе во втором чтении Верховным Советом будет рассматриваться правительственный законопроект № 5132

В частности, он предусматривает снижение ренты на нефть и конденсат, а также введение стимулирующей ставки ренты в 12% для добываемого газа с новых скважин, начатых бурением с 2017 года.

В связи с этим, постараюсь ответить на два вопроса, которые часто поднимаются в обсуждениях и причины возникновения которых кроются в недостатке отраслевой экспертизы у людей, принимающих решения.

№1. Старое не станет новым

Сейчас активно распространяется миф, что внедрение налогового стимула для добытого газа с новых скважин приведет к масштабной махинации, старые объёмы добычи будут переведены на новые скважины. Утверждаю, что это не возможно.

Во-первых, редакция законопроекта выписана так, чтобы нивелировать любые риски. Рента 12% распространяется только на новые инвестиционные решения, на скважины начатые бурением с 2017 года, а подтверждающими документами являются: акт про начало бурения и государственный акт введения буровой в эксплуатацию, что требуется законом (Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности Украины).

Во-вторых, отдельная система налогообложения новых скважин успешно и без нареканий администрировалась в период действия введенного Арсением Яценюком специального коэффициента 0.55 к ренте с апреля 2014 по конец 2015 года. Учет газа с каждой скважины производится компаниями не реже одного раза в месяц посредствам замерной технологической линии на установках подготовки газа. Фиксация дебитов и контроль параметров работы каждой скважины является технической необходимостью и требуется мерами безопасности эксплуатации объекта и грамотной разработки самого резервуара.

В-третьих, предлагается единая 12% ставка без разграничения по глубинам скважин. Именно на этом настаивала в свое время миссия МВФ, так как такой подход считается более прозрачным и простым, лишённым возможного субъективизма при оценке геологических особенностей залежи. Он позволяет уравнять шансы всех добывающих компаний в глазах инвесторов (особенно, иностранных), лишиться подозрений, что при равных стартовых условиях кто-то может получить экономические преимущества за счет лучшей осведомленности с «особенностями» работы в стране.

Важно также понимать, насколько материально велик такой риск. Кроме того, что махинации с «подстраиванием» ведут к криминальной ответственности, учитывая геолого-технологические риски и немалую стоимость возобновления старой скважины.

Стимулирование бурения с 2017 года именно новых скважин - это тот механизм за счет которого компании смогут выполнить планы по увеличению добычи газа, чтобы вывести Украину на уровень самообеспечения. Выбранный подход базируется на канадской практике провинции Альберта и способен привлечь необходимые инвестиции в отрасль, не имея негативного влияния на доходную часть государственного бюджета.

Сегодня действующая фискальная нагрузка в Украине на добычу газа делает отрасль неконкурентной в борьбе за привлечение иностранного капитала, а Минфин традиционно не был готов идти даже на минимальные краткосрочные потери в доходной части. Чтобы же достичь планов по добычи в 27-28 млрд. м3 газа нужно удвоить капитальные затраты, ежегодно вкладывая в среднем более $1,3 млрд. Почти половина добычи должна быть обеспечена именно за счет ввода новых скважин на новых и действующих месторождениях.

Поэтому если ситуация не изменится и экономическая целесообразность будет оставаться низкой, компании будут инвестировать только в проекты с максимальной вероятностью успеха, избегая рискованных решений, а заявления Президента и Премьер-министра об усилении курса на энергетическую независимость Украины и выводе ее на самообеспечение газом останутся на бумаге.

№2 Нефть только с конденсатом

Нужно снижать налогообложение нефти вместе с рентой на газовый конденсат. Создание искусственной дихотомии в налогообложении (45% на конденсат и 29% на нефть) неизменно приведет к злоупотреблениям. И этого не могут не знать, например, в ДФС.

Нефть и конденсат – это единая углеводородная субстанция, которую используют в основном для изготовления нефтепродуктов. С месторождения и со скважины может добываться два продукта сразу, а определение вида сырья дает на свое усмотрение только штатный геолог предприятия. Динамика добычи конденсата (добываемого более чем 20 предприятиями) в стране аналогична нефти – негативная.

Поэтому появление разницы в налогообложении нефти от конденсата создаст поле для манипуляций на базе их идентификации. Именно поэтому во всем мире нефть и конденсат налогоблагаются равномерно. Украина уже проводила эксперимент вводя разницу в пару процентов на несколько месяцев в 2014 году, что породило резкое падение  добычи (на бумаге) одного продукта и рост другого. Тогда ставки были оперативно выровнены снова.


То есть размер ренты на нефть и конденсат должны быть идентичны, а для реализации Концепции развития газодобывающей отрасли правительству нужно срочно принять меры для стимулирования новых инвестиций в добычу газа. Оба этих вопроса может решить принятие в целом законопроекта № 5132 в текущей редакции.

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: