Медиа-безопасность и медиа-грамотность. Зачем это нужно изучать в школе

10 августа 2020, 18:30

Программа общеобразовательной школы в Украине не предусматривает обязательного проведения уроков медиа-безопасности и медиа-грамотности. Но современный мир требует это изменить.

Что такое медиа-безопасность и медиа-грамотность? Ответ на эти вопросы знают только 10% школьников. А между тем, указанные дисциплины, в современном мире, играют важную роль, учитывая масштабы вреда, который может нанести неподготовленному юному пользователю интернет-контент.

Видео дня

Согласно статистике ООН, каждый третий пользователь сети сегодня — моложе 18 лет. Именно поэтому недавно организация создала «Рекомендации по защите ребенка в онлайновой среде». Отдельно специалисты ООН подготовили установки для родителей, воспитателей и педагогов, которые размещены в свободном доступе и должны стать базовыми для создания и проведения занятий по медиа-грамотности и медиа-безопасности для школьников.

Современное информационное пространство способно оказывать мощное воздействие на психическое здоровье детей. И перед украинским обществом стоит задача разработки системы мер, которая позволила бы обеспечить информбезопасность. Для этого следует разработать нормативно-правовые документы, которые на законодательном уровне защищали бы детей от вредного влияния публично доступной информации. Во многих странах мира они уже существуют. Об актуальности создания законодательной основы в Украине в апреле заявила Омбудсмен Людмила Денисова, предложив пересмотреть национальное законодательство на предмет установления запретов на участие детей в кино и телепрограммах, содержащих сцены насилия над детьми. Кажется, на фоне актуализации других проблем в стране, инациатива найдет практическую имплементацию не так быстро как хотелось бы. Между тем, вопрос только накапливаться. Традиционно, их должен решать общество, школьные педагоги и родители.

Новый учебный год начнется уже меньше чем через месяц. Существует вероятность того, что большая часть школьных занятий будут проходить онлайн. Дети будут проводить в сети интернет много времени. Вопрос медиа-безопасности приобретет еще большую актуальность. Именно поэтому, я бы рекомендовал школьным администраторам одними из первых провести цикл занятий по медиа-безопасности и грамотности. Целью уроков должно стать — обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде. Мы еще в прошлом году включили такие занятия в программу школы Ранок. Школьники получают сведения о признаках отличия достоверной информации от недостоверной, приемы нейтрализации вредных и опасных сообщений, изучают понятие сетевого этикета. В этом году мы пошли дальше и планируем запустить спецкурс для старшеклассников под названием «Медиастудии». Целью спецкурса является помощь учащимся в изучении основ профессии журналиста, репортера.

В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности дети еще не умеют распознать манипулятивные техники, которые используются при подаче рекламной и другой информации, не анализируют степень достоверности ее источников. Под определение контента, который может представлять опасность для школьников, подпадают различные материалы, содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, пропаганду азартных игр. Школьники невольно сталкиваются с ними во время путешествий по интернету. Просмотр этих материалов негативно сказывается на их психике.

По моему мнению, прежде всего необходимо научить школьников правилам отбора информации, формирования умений ею пользоваться.

В процессе уроков медиа-безопасности должны решаться задачи:

  • рассказ о видах информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения в Украине.
  • информирование о способах незаконного распространения такой информации в сетях.
  • обучение детей правилам ответственного пользования интернетом, в том числе, способам защиты от противоправных посягательств в информсетях.
  • профилактика формирования у учащихся интернет игровой зависимости.
  • предупреждения совершения учащимися правонарушений с использованием информационных технологий.

Школьникам следует научиться делать безопасным и полезным свое общение в сетях, критически относиться к сообщениям и другой информации, которая распространяется, отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной.

С большой вероятностью с 1 сентября свою работу продолжит бесплатная всеукраинская дистанционная школа Ранок и мы планируем запустить цикл уроков по медиа-безопасности. Кроме того, в Украине уже работают проекты, которые предоставляют возможность педагогам получить навыки по проведению занятий в школе. Вот некоторые, которые по моему мнению могут быть полезны:

  • игра «Медиаграмотная миссия» от IREX. Проект дает возможность проверить свои знания и навыки по медиаграмотности и критическому мышлению, а также улучшить их в игровой форме.
  • Проект #stop_sехтинг, реализуемый при поддержке компании Киевстар в партнерстве с Министерством цифровой трансформации и Уполномоченным президента Украины по правам ребенка Николаем Кулебой.
  • Академией украинской прессы был разработан ряд учебных программ, которые могут быть использованы в работе педагогами общеобразовательных школ, высших учебных заведений, а также курсов повышения квалификации
  • Учебная программа «Ступеньки к медиаграмотности» для 2−4 классов
  • Учебная программа по основам медиаграмотности для 8−9 классов 2013 г. и 2017 г.
  • Учебная программа по основам медиаграмотности для 10−11 классов
  • Учебная программа «Медиаобразование (Медиаграмотность)» для слушателей курсов повышения квалификации для педагогических и научно-педагогических работников.

Это далеко не полный перечень возможных источников информации из указанной области.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X