Почему я не верю в тотальную онлайнизацию

26 апреля 2021, 08:30

Найдет ли человечество панацею, переводя работу онлайн?

Мы уже больше года живем на карантине. Этот период подарил нам не только десятки (если не сотни) тысяч экспертов-вирусологов, но и создал для огромного количества людей новую реальность. И речь здесь не только о том, что без маски из дома не выйдешь. И не только о новом этикете, который требует от нас здороваться локтями и держать дистанцию. Речь идет об online — удивительном мире, который теперь стал обычной обыденностью почти для всех.

Видео дня

Совещания или международные звонки? В Zoom или Teams. Управление командой? Групповой закрытый чат. Текст послания президента? Вот вам QR-код со ссылкой на презентацию. У нас теперь есть школа-онлайн, приемные-онлайн, офисы-онлайн, уже и о посольствах-онлайн заговорили. И дальше, говорят, будет больше. Потому что online, говорят, это наше все. Офисы, кабинеты, обычные магазины — это, вроде, пережитки индустриального прошлого. Точно как керосиновая лампа в эпоху тотальной электрификации. О наступлении удивительного нового мира говорят CEO крупных международных компаний и многочисленные бизнес-эксперты.

Но такой ли он уж новый и странный? И, самое главное, действительно ли тотальная онлайнизация — это панацея?

Интересные опыты

Легенда IT-бизнеса — компания IBM — в 1979 году пошла на неслыханный тогда эксперимент: пять сотрудников компании получили возможность постоянно работать из дома. Экспериментальный подход оказался эффективным, и до 1983 года уже около 2 тыс. сотрудников компании работали удаленно. А уже в 2009 году IBM в годовом отчете указывала, что 40% из почти 390 тысяч сотрудников компании в 173 странах вообще не имеют офиса. То есть, как видим, идея «всех на „удаленку“, офисы не нужны» не такая уж и новая.

Однако, еще интереснее, как ситуация развивалась дальше.

В 2017 году IBM неожиданно заявила, что желает вернуть тысячи сотрудников назад в офисы. Почему? Потому что исследования показывают: там, где эффективность зависит от коллективной работы, расстояние между коллегами негативно влияет на эту самую эффективность. Ведь сотрудничество требует живого общения. И единственная коммуникационная технология, создает возможности для стабильного и, самое главное, разнообразного общения — это офис.

Недавно коллега переслал мне сообщение с Telegram-канала CEO BBDO Ukraine&CA Виктора Ивашкова (это крупная международная сеть рекламных агентств). По собственному опыту он отмечает, что при удаленной работе всей команды в течение более двух месяцев, теряется тот же командный дух, чувство большой команды. Постоянными остаются только микро-связи между отдельными людьми. Что, очевидно, не то же самое, что связи коллективные.

Также исследования показывают: человек, который постоянно работает удаленно, обычно работает больше часов, чем тот, что работает в офисе. Возможно, в некоторых случаях сотрудник работает эффективнее. Однако, постоянная увеличенная нагрузка рано или поздно приводит к эмоциональному и физическому истощению, выгоранию. И предупредить это выгорание при отсутствии постоянного живого контакта с человеком, руководителю гораздо труднее, чем когда этот контакт есть.

Я уже не говорю о постановке задач, контроле их выполнения и оперативной коррекции.

Еще из интересного. Очень давно и широко в медиа-поле распространяется тезис о том, что будущее образования за онлайн-обучением. Различные курсы от Cursera или Prometeus воспринимаются при рассмотрении кандидатуры на вакансию на том же уровне, что и дипломы государственного образца. Это все есть — и это прекрасно.

Однако, как только в Украине ввели школу-онлайн, этот тезис перекрыл другой. О том, что, грубо говоря, «мы получим нацию людей, которые не ходили в школу».

Жизнь в угоду трендам, или жизнь с трендами?

Так что, отказаться от онлайна полностью? Нет. Просто нужно посмотреть на него под другим углом. Не как на безальтернативный способ организации рабочего процесса, а как на инструмент. Инструмент, использование которого позволит упростить жизнь сотрудникам и повысить общую эффективность.

К примеру, во многих компаниях уже давно существует практика, когда сотрудники определенных профессий могут 1−2 дня в неделю работать удаленно. И это прекрасно. Ведь, с одной стороны, человек перестает воспринимать офис как обязательное единственное рабочее место, а с другой — не теряет ощущение большой команды. Потому что в остальные дни она или он эту команду видит собственными глазами, общается с ней, пьет кофе, между прочим обменивается мнениями и опытом. И это делает коллектив коллективом, а командные цели — командными целями.

Возможно ли было бы эффективно работать без online инструментов? Нет. Но, возможно ли было бы построить полноценную эффективную команду только на online инструментах? Сомневаюсь.

И здесь нужно понимать, что одна из задач CEO — анализировать, видеть, какие тренды будут целесообразными для бизнес-модели и бизнес-процессов и использовать их. Видеть возможность, пользоваться ею, встраивать тренды в бизнес-процессы.

Собственно, то же касается и устойчивого развития. Компания выбирает те цели из Глобального договора ООН, которые актуальны именно для бизнес-модели этой компании. Иными словами, те цели, которые позволят сделать производство дешевле и эффективнее, а общины которой относятся и сотрудники со своими семьями) — лучше.

LED-лампы vs свечи

Online — это прекрасно. Он дает нам множество возможностей сделать жизнь (неотъемлемой частью которой является работа) проще. Однако не стоит забывать, что человек — это существо социальное. И роскошь человеческого общения — это, как писал Экзюпери, единственная настоящая роскошь.

Поэтому, по моему мнению, online никогда полностью не сможет заменить нам офисную жизнь. Так же, как LED-освещение не смогло вытеснить из баров и ресторанов свечи и лампочки накаливания.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X