На приём онлайн. Есть ли будущее у телемедицины в Украине?

10 августа 2020, 14:30
Цей матеріал також доступний українською

Как цифровые технологии меняют медицину, можно ли проконсультироваться с врачом, не посещая клинику, и насколько мы к этому готовы?

Вспышка COVID-19 дала новый импульс развитию диджитал-инфраструктуры. Повысился спрос на программное обеспечение для онлайн коммуникации, а вместе с ним и нагрузка на каналы связи. Пандемия актуализировала такую сферу, как телемедицина. Иногда пациенту требуется консультация врача, однако заходить в амбулаторию и ждать своей очереди слишком рискованно. Как быть?

Видео дня

Мировой опыт. Неудивительно, что спрос на телемедицину в развитых странах стал расти. Мировым лидером рынка являются США, а в Европе первенство удерживают Германия, Франция и Великобритания.

По данным опроса PwC 5% американских потребителей сообщили, что они или члены их семей впервые воспользовались услугами телемедицины во время пандемии. Речь идет о 16.5 миллионах новых пользователей, 88% из которых планируют пользоваться услугами телемедицины и дальше. В целом, около 35% случаев использования телемедицины в США были связаны с диагностикой и лечением COVID-19.

Цифровые технологии пришли в систему здравоохранения еще 40 лет назад, когда медики начали передавать с их помощью изображения, видео и другие данные. Постепенно ученые совершенствовали средства диагностики и лечения, а показатели оцифровывались и хранились не только в бумажном виде. Позже к процессу присоединились телекоммуникационные и технологические компании, с помощью которых строились целые экосистемы. Данные собираются и обрабатываются через облачные сервисы. Люди привыкли носить биосенсоры, трекеры и пользоваться мобильными приложениями для поддержания здоровья. Ниже — примеры сотрудничества ведущих мировых медицинских гигантов с лидерами сектора технологий.

А что же в Украине?

Пилотные проекты в телемедицине датируются началом 2000-х годов, когда информационные системы работали преимущественно в формате «врач-врач» и запускались в Одесской, Харьковской, Днепропетровской областях.

Сейчас в сегменте «врач-врач» активно используют IT-платформы в ежедневной работе. Например, с помощью телемедицинской платформы Medinet врачи первичной консультации могут получить экспертную поддержку центральных районных больниц, так как в них работает больше узкопрофильных специалистов. На втором уровне эти доктора могут консультироваться с областными медучреждениями. На третьем — районные больницы консультируются с областными по поводу сложных случаев. «Это, например, ДТП, когда пациента уже стабилизировали, но возникает вопрос, что с ним делать дальше, и можно ли вообще что-либо с ним делать, стоит ли куда-либо его везти, и можно ли в принципе», — говорит соучредитель группы компаний IT4Medicine, разработавшей платформу Medinet, Андрей Заяц. В пилотном режиме работает и четвертый — кросс-областной уровень. Его практикует столичная детская больница Охматдет.

Параллельно развиваются решения «врач-пациент». Из-за нехватки времени и географической удаленности многие не могут позволить себе визит к доктору, и предпочитают самостоятельно справляться с мелкими, на первый взгляд, недугами. Главными помощниками в этом выступают поисковые системы, где люди ищут описание симптомов и способы лечения. Но не всегда такие эксперименты заканчиваются удачно. И здесь телемедицина может предложить достойную альтернативу.

Ожидается рост рынка телемедицины в пределах 10−20% к 2022 году

Речь идет о первичной консультации онлайн, которую уже практикуют некоторые клиники. В колл-центре медучреждения или страховой компании с пациентом поговорит доктор, который определит, достаточно ли онлайн-консультации, или же нужен полноценный осмотр. «Наша задача — организовать качественную, своевременную, профессиональную медицинскую помощь для наших застрахованных клиентов. Поэтому, как и в любой другой врачебной консультации, насколько это возможно онлайн, должна быть достигнута главная цель — выздоровление пациента», — рассказывает председатель правления страховой компании Уника Елена Улье.

«Сегодня в Украине более 45% население имеет хронические заболевания. Это оборачивается 3−4 обращениями к врачу в год», — делится CEO мобильного проекта Doctor Online, который реализовывается в партнерстве с оператором Киевстар, Николай Кисель. По его словам, первый этап для таких пациентов — это первичная консультация. После этого система назначает пациенту лабораторные исследования и медикаменты. А по результатам анализов врач может назначить полный курс лечения.

Такой механизм может показаться сложным, тем более, в последнее время популярно обращаться к врачам через мессенджеры. Однако эксперты уверены, что именно этот путь правильный. «Когда мы звоним доктору ночью или когда он занят чем-то другим, он может неадекватно оценить ситуацию, что приведет к врачебной ошибке, а это не нужно ни пациенту, ни доктору», — отмечает медицинский директор сети клиник Добробут Татьяна Аникеева. Она рекомендует обращаться за помощью через официальные каналы: платформы, горячие линии медучреждений. В этом случае клиника или платформа берет ответственность за качество услуг и сохранность данных на себя.

Важный стимул развития сегмента телемедицины «врач-пациент» — растущие требования пациента к услугам здравоохранения.

По данным исследования PwC впечатления пациентов, которые для них важны, можно отнести к одной из 5 категорий: удобство, качество, поддержка, персонализация, коммуникация.

Впечатления клиентов в этих областях становятся конкурентным преимуществом для игроков рынка здравоохранения. И цифровые технологии здесь особенно актуальны. Среди них — и телемедицина.

«Высокий уровень удовлетворенности клиентов — приоритет для маркетплейса», — делится Руслан Кравец, СЕО платформы Medikit. Оценка клиента напрямую влияет на «пул» врачей, зарегистрированных на платформе.

Каковы перспективы. Эксперты сходятся во мнении, что спрос и перспективы у телемедицины есть. По оценкам Елены Улье, телемедицина займет свою отдельную нишу в сфере медицинского обслуживания. В целом же ожидается рост этого рынка в пределах 10−20% к 2022 году.

Чаще всего через компанию Уника обращаются к терапевтам и отоларингологам. Их доля в общем количестве запросов достигает 80%. Через платформу Doctor Online пациенты просят помощи педиатров и врачей общего профиля. Это также порядка 80% запросов. Еще одно направление, которое набирает популярность — дерматология. Дерматологи вместе с терапевтами в топе запросов на онлайн-консультации по данным платформы Medikit и клиники Добробут. Большим спросом также пользуются повторные консультации узких специалистов, например если пациент был на консультации, сдал анализы, и, чтобы повторно не идти в клинику, связывается с врачом онлайн.

Однако есть и сдерживающие факторы развития телемедицины. Например, доктора часто консультируются друг с другом в личном порядке, без использования сервиса телемедицины, если они хорошо знакомы. А некоторые медики не готовы общаться с пациентами онлайн. Это вызвано отсутствием технических условий и навыков. Многие врачи также убеждены, что без личного осмотра невозможно поставить диагноз и назначить правильное лечение.

Пациенты тоже порой относятся к таким новшествам настороженно, например, из-за опасения за сохранность информации. Без должной защиты персональных данных телемедицина не получит широкой поддержки. Поэтому игроки уделяют большое внимание технологиям конфиденциальности, в том числе blockchain.

По мнению Руслана Кравца темп развития телемедицины увеличится, когда крупные игроки медицинского рынка присоединятся к экосистеме сектора. Однако, существует ряд барьеров, например, неадаптированные к онлайн-сервисам бизнес-модели частных клиник.

Страховые компании легче внедряют новые сервисы, однако и тут есть сдерживающие факторы. Например, действующее законодательство не предусматривает возможности открывать больничные листы в онлайн режиме, что тормозит развитие сектора. Однако, компании работают над устранением этого барьера, например, Уника подготовила и подала регулятору и МОЗ пакет документов с предложением о внесении необходимых изменений.

Всемирная организация здравоохранения прогнозирует дефицит кадров в 18 млн специалистов к 2030 году. В Украине этот показатель уже в 2020 году составляет 33 тысячи врачей. И телемедицина может стать хорошей альтернативой: помочь пациентам получить необходимую помощь и усилить национальные системы здравоохранения.

Несмотря на многочисленные вызовы бизнесу и не до конца сформировавшуюся культуру потребления услуг телемедицины, в Украине уверенно развивается новая перспективная отрасль, которая меняет правила игры на рынке медицинских услуг.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X