Обстрелы, отключения, удаленное обучение. Приспособились ли украинские школы к войне?
Чем могут гордиться украинские образовательные учреждения, а что нужно совершенствовать.
В начале полномасштабного вторжения около 650−690 тысяч украинских школьников вынуждены были вместе с семьями уехать за границу. Согласно последним данным министра образования Украины, в декабре за пределами страны находилось уже 480−520 тысяч детей. Это позитивная тенденция, свидетельствующая о том, что родители верят в победу, надеются на будущее и рискуют оставить только что начатую жизнь в Европе ради возвращения на Родину.
Семьи возвращаются с опытом обучения в школах за границей, а значит, с возможностью сравнить наш и европейский образовательный процесс. В чем-то отечественное образование оказалось сильнее, в чем-то слабее. В общем, за уже год полномасштабного вторжения наша образовательная система стала очень адаптивной. Европейский опыт же продемонстрировал направления роста, на которые можно обратить внимание уже сейчас.
Как украинская система образования адаптировалась к войне и почему мы можем служить примером для других?
Если верить информации МОН, более 60% образовательных учреждений в стране имеют убежище. С одной стороны, это значит, что 40% до сих пор не может восстановить полноценный учебный офлайн-процесс без риска для жизни. С другой — в условиях экономического кризиса и отсутствия финансирования, даже эта цифра выглядит оптимистично. У школьников есть возможность находиться вместе с одноклассниками, общаться и получать поддержку, эффективнее усваивать знания, заниматься спортом и творчеством. Убежище позволяет родителям полагаться на школу и чувствовать, что ребенок в безопасности. Учащиеся могут проводить время вместе, что значительно улучшает их психологическое состояние.
Поэтому украинская школа — пример молниеносной адаптивности образовательных процессов к кризисным условиям существования.
Учителя и ученики адаптировались и к онлайн-урокам. Замдиректора одной из киевских школ Светлана Мороз делится в социальной сети своим опытом проведения занятий. Она шутит, что у ее коллег развилось пятое чутье и они могут спрогнозировать, в какой части города будет отключение света для того, чтобы перебраться в другую и провести занятия. По словам педагога, учителям приходится тратить зарплаты на коворкинги, гаджеты, бензин для генератора, чтобы вовремя выйти онлайн. При этом тон Светланы совсем не похож на жалобу, скорее он обыденно описывает реалии жизни педагогов, героически исполняющих свои обязанности, даже не осознавая свой героизм.