Как образование влияет на бизнес, социум и страну
К сожалению, мы ищем решения на сегодня-завтра, образование же дает эффект в разрыве 10 лет
Системные вызовы для будущих поколений
Сегодня об образовании размышляют все, потому что именно от него, в наибольшей степени зависит, в каком будущем мы будем жить. Образование и опыт являются необходимыми предпосылками и катализаторами всех научных и технических открытий, инноваций, движения вперед человечества в целом.
Максимальных оборотов развития и необратимых трансформаций создало современное поколение людей. Это наше огромное достижение и ответственность одновременно перед детьми, которым мы передаем и в дальнейшем оставим множество существенных и системных вызовов.
Все вокруг меняется очень быстро, каждые 3–4 года обновляется информация, любое инновационное решение может кардинально повлиять на всю отрасль, или даже направление экономики, или сферу жизни людей в целом. И к таким тенденциям трудно, а иногда невозможно подготовиться, их сложно прогнозировать и контролировать. Такая современность требует от нас другого видения развития общества, других решений и способов мышления.
точка отсчета
Из множества определений понятия образования я бы выделила одно, что лучше всего, на мой взгляд, отражает его суть. Образование является активным ускорителем изменений и преобразований в общественной жизни, а также одним из главных факторов прогресса и развития цивилизации.
Так было всегда — образование было одним из признаков уровня развития общества. Массовое среднее образование стало выдающимся достижением в этом направлении, хотя в глобальном масштабе произошло это не так давно. Однако, общая грамотность и письменность — это еще не образование, а количество школ вовсе не тождественно качеству обучения.
Трансформации
Образование передает детям известные человечеству знания и опыт. Максимальный бонус, который получают новые поколения — навыки учиться и умение находить решения на пересечении наук, сфер, направлений. Просто знания уже не являются определяющими и самодостаточными. Больше всего нуждаемся в компетенциях, которые дают современные инструменты воздействия, гибкости, адаптации к постоянному состояния совершенствования всех процессов.
Мир меняется так быстро, что трансформация знаний и адаптация к потребностям современности являются жизненно необходимыми для каждого человека, каждой страны. Инвестиция в человека является приоритетом многих стран, являющихся лидерами экономического развития. Сегодня мсключительно через образование можно влиять на конкурентоспособность государства.
Образование является активным ускорителем изменений и преобразований в общественной жизни, одним из главных факторов прогресса и развития цивилизации. Так было и останется навсегда, при этом форма и контекст образования будут видоизменяться.
Ускоритель инноваций
Образованная нация формирует вектор движения страны. Научные исследования показывают, что треть прироста ВВП развитых стран зависит от инвестиций в образование. Образование — создание новых знаний — новые инновационные решения — конкурентоспособные компании — развитие экономики страны — такова логическая цепочка.
Новые технологии и инновации, экономический скачок и развитие общества — это результат образовательных трансформаций. Сингапур, Гонконг, Япония, Финляндия, ОАЭ — страны, которые целенаправленно и системно реформировали и развивали образование — яркий этому доказательство.
Запрос на образование
С другой стороны, государство, общество и бизнес при создании запроса образованию на обучение молодого поколения исходят из текущих и краткосрочных задач, что ограничивает инновационность, дальновидность и ответственность за будущее в целом. Мы стремимся к решениям «на сегодня-завтра», образование же дает эффект в разрыве 10 лет. В большей степени запрос на образование детей формируют еще и родители учеников, горизонт планирования которых немного больше, но тоже ограничен, потому что часто они сами являются представителями бизнеса. При этом бизнес часто не занимается образованием в целом, кроме фрагментарного сотрудничества, имея узкие, иногда очень прагматичные цели и не видит всей картины и сложности взаимосвязей и последствий.
Типичные макрозависимости
В свою очередь, образование влияет на бизнес как минимум в двух направлениях: создает базис для развития человеческого потенциала и формирует будущий класс потребителей. Образование и наука создают новые знания через исследования и наблюдения. Это влияет на формирование и развитие человеческой личности, что, в свою очередь приводит к инновациям и росту конкурентоспособности страны.
Так, образование способствовало либерализации и демократизации общества, социальному и гендерному равенству, созданию социальных лифтов. При этом две важные проблемы — общественной зрелости и критического мышления — всегда оставались актуальными.
Модернизация страны требует, прежде всего, изменения парадигмы мышления общества. И начинать нужно с детей. Развивая критическое мышление, проектное мышление, креативность, открытость к инновациям и, самое главное, навык учиться в течение жизни, наши дети смогут уже здесь и сейчас создавать свое будущее.
Через трудности к звездам
Развитие технологий и инновации напрямую зависят от трансформаций в образовании. Критически важным для страны является создание мощных образовательных учреждений, которые будут иметь возможность влиять на движение и динамику развития общества.
В стремлении сделать Украину сильной нам важно объединиться вокруг детей и создания возможностей для их роста в ценностно-компетентностной системе координат.
В нашей реальности, где более 65% выпускников педагогических вузов не планируют работать по специальности, или при поступлении имеют очень низкие результаты ВНО по тем предметам, которые в будущем преподают детям, мы не можем оставаться равнодушными. Наша задача — создать условия для развития педагогов, которые являются профессиональными и преданными своему делу. Личности должны воспитывать личностей.
Интеграция международных образовательных практик и методик делает возможным стремительное развитие образовательных учреждений в Украине. Это не значит, что у нас должна быть финская или сингапурская система образования, но изучение мирового опыта и сочетание с нашим накопленным опытом создадут новый толчок, откроют «новое дыхание» для образовательных проектов и программ.
Стратегия изменений
Наша задача — сохранять равновесие между темпами изменений и их качеством. Для нас важно, чтобы содержание и форма создавали синергию и давали толчок каждому члену нашей образовательной эко-системы к развитию своего потенциала. Важно не воспитывать детей будущего, а создавать среду, где дети сами создают свое будущее каждый день.
Наша ответственность заключается в том, что большую часть своей сознательной жизни ребенок проводит, получая образование. Школа, вместе с семьями, имеет огромное влияние на формирование личности. Формирование национальной идентичности и ценностей происходит благодаря образованию.
Большинство профессий, по которым будут работать наши выпускники — еще неизвестны, но мы уверены в том, что каждый из них будет владеть знаниями, навыками и действенным опытом, что позволит им быть теми, кто дает толчок к развитию страны и мира.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.