Облачные сервисы на госслужбе. Что из этого получится?

17 июня 2020, 16:30

Министерство цифровой трансформации совместно с комитетом по вопросам цифровой трансформации разработали законопроект «Об облачных услугах». Вчера его приняли в первом чтении. В чем суть?

Облачные сервисы, хорошо знакомые украинцам, в частности — большому и малому бизнесу, сейчас собираются официально поставить на государственную службу. Прежде всего, законопроект 2655 предлагает наконец определиться с терминологией облачной отрасли.

Видео дня

Впервые в Украине на законодательном уровне вводят обозначение таких понятий, как «облачные услуги», «облачные вычисления», «оказание облачных услуг», «пользователь облачных услуг», «предоставитель облачных услуг», «центр обработки данных» и т. д. В документе четко изложены правовые основы для функционирования облачных сервисов и сформулированы требования к провайдерам. Прозрачность определений должна помочь урегулировать отношения между органами власти и IT-компаниями для безопасных публичных закупок облачных решений и противодействию коррупции.

Многие страны мира, включая США, Канаду и Сингапур, объявили о стратегии перехода работы государственных органов в облако с 2011 года. Украинское правительство одобрило решение о внедрении облачных решений относительно недавно — в октябре 2019. В основе провозглашенного принципа Cloud First — постепенный отказ от аппаратного обеспечения, так называемого «железа», в пользу облачных решений. Не в последнюю очередь это решение продиктовано экономией бюджетных средств и желанием снизить нагрузку. Облачный софт обходится куда дешевле, чем новые компьютеры, внешние устройства и диагностическая аппаратура.

Однако помимо очевидного прогресса законопроект несет в себе и определенные риски. В рамках концепции Cloud First он делает облачные сервисы приоритетными. То есть государственным органам предписывается сначала создавать IT-инфраструктуру с помощью облачного софта, и только потом, если возникнет необходимость, обращаться к «железу». По мнению критиков законопроекта, подобные предложения выглядят как лоббирование определенного вида технологий на государственном уровне.

Еще одна проблема законопроекта «Об облачных услугах» — это защита государственных данных. Документ после прочтения оставляет множество вопросов о сохранности важной информации. Если государственные данные будут храниться в заграничном облаке, кто гарантирует их сохранность? Что с ними будет, если орган решит, что хочет хранить данные в другом сервисе? Не утекут ли данные в таком случае? Ведь для того, чтобы в случаях форс-мажоров не потерять данные, одномоментно с их загрузкой на облако, создаются несколько копий, которые хранятся на независимых серверах. Существующий законопроект не дает ответов, и это вызывает серьезное беспокойство.

Принцип Cloud First несомненно приблизит Украину к развитым странам, которые используют цифровые решения в процессах управления. В дальнейшем технологизация нашей страны будет только набирать обороты, и закрепление облачных терминов в законодательной базе облегчит путь для новых важных и удобных в использовании инноваций. Однако на данный момент в законопроекте «Об облачных услугах» остается много белых пятен и мест для манипуляций. В украинских реалиях приоритетность «облаков» перед «железом» может быть опасной. Поэтому и на первый, и на второй взгляд кажется, что документ 2655 нужно серьезно дорабатывать.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X