Осторожный оптимизм. Чего ждет большой бизнес от нового правительства

5 сентября 2019, 08:15

Главное, чтобы не было потеряно окно возможностей, а вопрос потенциальной узурпации власти в одних руках так и остался «фантомной болью» из недавнего прошлого

После 29 августа 2019 вся власть в стране окончательно перешла в руки новой команды: по результатам голосования в Верховной Раде Украины IX созыва, среди прочего, избрано новое руководство парламента и его комитетов. При этом оно было значительно сокращено с целью оптимизации процессов и возможной минимизации затраченных средств, назначен самый молодой в истории Украины Премьер-министра и сформирован новый состав правительства, который, кстати, является самым молодым в Европе. Это огромный кредит доверия со стороны украинского народа, также уже отмечалось — это и огромная ответственность.

Видео дня

Именно скорость принятия решений и качество их дальнейшего воплощения будет основной характеристикой деятельности не только парламента, но и правительства. Последние голосования новых народных избранников — тому подтверждение (упорное ночное голосования в первые парламентские сутки работы Рады, оперативное решение о снятии депутатской неприкосновенности и т. д.).

Бизнес ожидает, что деятельность нового состава правительства будет открытой, последовательной и предсказуемой по вопросам создания равных правил игры, упрощения условий ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата в Украине

Итак, властный треугольник «Президент-Парламент-Правительство» теперь может работать действительно как единый слаженный механизм. А роль Главы правительства и Кабинета Министров в формировании экономической политики государства трудно переоценить. Бизнес ожидает, что деятельность нового состава правительства будет открытой, последовательной и предсказуемой по вопросам создания равных правил игры, упрощения условий ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата в Украине. Кстати, прямая телетрансляция заседаний прежнего состава правительства является неплохим примером открытости.

Учитывая прогрессивный опыт нового Премьера в этих вопросах, надеемся, что любые изменения в сфере предпринимательства, налогообложения, госрегулирования будут обязательно обсуждаться и согласовываться с бизнес-сообществом, учитывая позиции как отечественных компаний, так и иностранных инвесторов. Например, здесь стоит упомянуть инициативу по замене налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал, предлагаемый предшественниками. Очевидно, что у представителей бизнес-сообщества на сегодняшний день нет единой позиции по этому вопросу. Итак, правительство должно очень взвешенно подойти к данному потенциальному нововведению, тщательно просчитывая все риски и последствия введения нового налога для бюджетной сферы страны, а также избегать создания дискриминационных условий для разных категорий налогоплательщиков.

Логично, что для нас, как для представителей международного ритейла и одного из крупнейших немецких инвесторов в украинскую экономику, ключевым является упрощение налогового и таможенного законодательства, завершение реформы налоговых и таможенных органов, обеспечение их беспроблемного сотрудничества с бизнесом, создание нового независимого аналитического органа по противодействию экономическим и финансовым преступлениям, демилитаризация налоговой милиции. Новые руководители таможенной и налоговой служб, которые заняли свои должности благодаря открытым конкурсам, заявляют, что готовы применить весь свой предыдущий опыт для трансформации и улучшения работы данных структур. Итак, ждем позитивных изменений в кратчайшие сроки.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Среди конкретных вопросов, которые негативно влияют на коммерческую деятельность нашей компании и на сферу ритейла в целом и требуют первоочередного решения, стоит отметить следующие:

 — В части совершенствования администрирования налогов и устранения шероховатостей в налоговом законодательстве, это уменьшение штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных на неплательщиков НДС. Этот вопрос поддерживается руководством Государственной налоговой службы. Также Председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики уже зарегистрирован соответствующий законопроект № 1210, призванный изменить ситуацию в пользу бизнеса. Надеемся, что Министерство финансов также присоединится к этой инициативе и поддержит эти изменения со своей стороны.

 — В вопросе улучшения инвестиционного климата и обеспечения стабильной работы существующих предприятий, это соблюдение «принципа стабильности налогового законодательства», когда правительство не инициирует изменения в любых элементах налогов и сборов меньше, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода.

 — Поскольку мы поддерживаем малый бизнес в Украине, то рассчитываем, что не разрушая существующей системы «упрощенцев», которые в любой цивилизованной стране является движущей силой экономики, зарабатывают сами на себя и создают новые рабочие места, правительство найдет действенные инструменты борьбы с уклонением от уплаты налогов благодаря эффективным изменениям в подходах и инструментах в их администрирования. А анонсированная налоговая амнистия будет проведена с соблюдением баланса интересов всех заинтересованных сторон.

 — В вопросах таможенной политики, это принятие и надлежащая имплементация всех евроинтеграционных законопроектов, которые были разработаны предыдущим составом Кабинета Министров и уже зарегистрированы новым главой профильного комитета парламента: введение института авторизованных экономических операторов (законопроект № 1048); присоединение Украины к общей транзитной процедуре ЕС/Европейской ассоциации свободной торговли (законопроект № 1082); создание системы содействия защите прав интеллектуальной собственности, что не препятствует законной торговле (параллельному импорту) и обеспечивает противодействие попаданию контрафактной продукции на рынок Украины (законопроект № 1230). Все эти шаги позволят наконец выполнить «домашнее задание» в рамках Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом в таможенной сфере и улучшить реальное положение дел на украинской таможне.

Создание нового Министерства цифровой трансформации Украины и назначение профильного вице-премьер-министра очень актуально

По поводу развития электронных сервисов и цифровой трансформации, то это сегодня глобальные мировые тенденции, без которых ни одно государство априори не сможет быть успешным. Таким образом, создание нового Министерства цифровой трансформации Украины и назначение профильного вице-премьер-министра очень актуально. Например, в нашей компании, мы активно предлагаем своим клиентам новые цифровые решения на основе облачных сервисов (мобильное приложение, чат бот, собственный онлайн-магазин и т. д.). а от государства ожидаем усиления уже начатых диджитал-платформ и внедрения новых инструментов, которые облегчат жизнь простого украинского и бизнеса, усилив положительный имидж государства и лишив нас очередей и бюрократии.

От Министерства здравоохранения Украины бизнес, как и все украинское общество, ожидает завершения начатой предыдущим руководством реформы медицинской сферы и, если более специфично, то — устранения разногласий между требованиями к загрязняющим веществам в пищевых продуктах в отечественном и европейском законодательстве и внедрения современных европейских требований для отмены необоснованных барьеров в торговле со странами ЕС. Также большие надежды имеем относительно продления эффективной деятельности Совета бизнес-омбудсмена, как консультативно-совещательного органа Правительства для предотвращения нарушений законных интересов бизнеса.

Дискуссионным, на наш взгляд, является решение об объединении Министерства аграрной политики и продовольствия и Министерства экономического развития и торговли, поскольку каждое из указанных ведомств продемонстрировало эффективные результаты работы за последний период времени. Введение системы публичных закупок ProZorro, продвижение украинского экспорта непродовольственных товаров в мире, отмена наценки на социальные товары, содействие развитию свободного рынка и ценообразования в государстве, что касается деятельности Минэкономики. Максимальное увеличение экспортного потенциала государства — увеличение квот на украинские товары в ЕС, статус экспортера № 1 сельскохозяйственной продукции в страны Евросоюза, что касается работы Минагрополитики. Это чрезвычайные достижения, которые мы не имеем права потерять в процессе развития новой крупной государственной структуры.

Поскольку куратором сферы торговли в нашем государстве выступало само Министерство экономики, мы, как бизнес, не хотели бы терять хорошо налаженный диалог между бизнесом и властью в этом контексте. Также стоит отметить, что Украина является пока аграрно-ориентированной экономикой, а следовательно, четкая стратегия развития отрасли и умение закрепить успехи в данной сфере является важнейшим заданием для нового правительства.

Подытоживая все, изложенное выше, следует отметить, что у бизнеса, все же, присутствует осторожный оптимизм относительно скорости и эффективности реформ, которых требует Украина. Главное, чтобы не было потеряно то окно возможностей, которое открылось благодаря свободному волеизъявлению большей части украинского общества, а вопрос потенциальной узурпации власти в одних руках так и остался «фантомной болью» из недалекого прошлого. А степень привлекательности инвестиционного климата в государстве пусть станет той лакмусовой бумажкой успешности реализации судьбоносных изменений.


Показать ещё новости
Радіо NV
X