Нужны ли украинцам новые фининструменты

3 августа 2018, 09:00

Финансовая инклюзия – это универсальный доступ к широкому перечню финансовых услуг. Некоторые добавляют к этому "по приемлемой цене".

Финансовая инклюзия, казалось бы, четкое и понятное с точки зрения своей цели понятие. Однако, стоит ли нам слишком беспокоиться данной темой, делать что-то для повышения уровня финансовой инклюзии в стране и что положительного это может нам принести?

Видео дня

Обобщенно, финансовая инклюзия – это универсальный доступ к широкому перечню финансовых услуг. Некоторые добавляют к этому "по приемлемой цене". Повышение уровня финансовой инклюзии, по идее, выгодно всем:

  • Гражданам – возможность доступа к использованию финансовых услуг позволяет делать, сохранять и приумножать накопления, что в перспективе положительно влияет на личную финансовую устойчивость в условиях нестабильной экономики. Доступ к кредитованию позволяет планировать серьезные покупки. Использование страховых услуг позволяет уменьшить уязвимость при возникновении непредвиденных обстоятельств. Использование современных платежных инструментов обеспечивает скорость и безопасность расчетов за товары и услуги.
  • Бизнесу - позволяет уменьшить операционные расходы за счет использования новейших платежных сервисов, а наличие доступа граждан (потребителей) к кредитным продуктам дает возможность увеличить продажи.
  • Государственным учреждениям - способствует детенизации расчетов, повышает уровень финансовой устойчивости отдельных категорий населения и позволяет государству оптимизировать финансирование социальной сферы. Кроме того, высокий уровень финансовой инклюзии положительно влияет на экономический рост.

Для того, чтобы рассказать о финансовой инклюзии не словами, а при помощи цифр, обычно используют отчеты The Global Findex, которые готовит World Bank. Данный отчет - это комплексная оценка уровня финансовой инклюзии в различных странах и регионах, которая включает в себя ряд показателей, характеризующих уровень использования финансовых инструментов гражданами. Основной показатель среди них - доля граждан, у которых есть счет в банке или другом финансовом учреждении, или которые пользовались сервисом мобильных денег в течение последнего года. Другие показатели – это уже детализация или производные от основного.

Какова же ситуация с финансовой инклюзией в мире? World Bank в своих отчетах разделяет страны на группы, руководствуясь двумя критериями: региональным принципом и уровнем доходов граждан.

Если говорить о регионах, то ситуация такова:

Наибольшее количество граждан, у которых есть счета, в Северной Америке – 94% (однако, если в регионе Европа и Центральная Азия выделить еврозону, то данный показатель составит 95%). Наихудшая ситуация в Южной Африке – только 43% граждан имеют счета. Средний показатель по миру составляет 69%.

Если смотреть на группы стран, сформированные согласно уровню доходов, то распределение будет таким:

Некоторые интересные факты:

  • В Австралии, Канаде, Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии и Швеции все граждане старше 15 лет имеют счет. В Южном Судане таких всего 9%.
  • 88% граждан Норвегии оплачивают счета через Интернет, в Афганистане и Туркменистане таких около 0%.
  • 78% граждан Дании используют Интернет для совершения покупок, в Афганистане и Эфиопии таких чуть больше 0%.
  • 78% граждан Норвегии сохраняют свои накопления в банке (или финансовой институции), в Ираке, Нигере и Узбекистане таких около 2%.
  • 54% граждан Норвегии имеют кредит на жилье, в Нигере, Пакистане и Узбекистане таких около 1%.
  • 99% граждан Нидерландов являются владельцами платежных карточек, в Сьерра Леоне и Южном Судане таких около 2%.
  • 54% граждан Норвегии получали кредит на развитие бизнеса, в Нигере, Пакистане и Узбекистане таких около 1%.
  • 33% граждан Мьянмы получают заработную плату исключительно наличными, в Дании такие вообще отсутствуют.
  • 94% граждан Норвегии используют платежную карту для совершения покупок, в Камеруне, Египте и Малави таких менее 2%
  • 85% граждан Норвегии используют Интернет или мобильный телефон для управления счетом, в Эфиопии таких 0,4%.

Нетрудно заметить параллели между доходами/уровнем экономического развития стран и уровнем финансовой инклюзии. Чем выше уровень финансовой инклюзии, тем выше уровень доходов. Пожалуй, трудно определить, что является первоисточником и определяющим фактором, но такая тенденция несомненна.

Какое место занимает Украина в этом рейтинге? Украина отнесена к региону Европа и Центральная Азия и в группу стран с доходами ниже среднего.

63% украинцев в возрасте свыше 15 лет имеют счета. В 2014 году этот показатель составлял 53%, а в 2011 году - 41%. Имеем позитивную тенденцию. В регионе это весьма посредственный показатель, мы отстаем не только от стран ЕС, но и от ряда других, в частности Турции (69%), России (76%), Беларуси (81%). В группе по доходам мы занимаем 5 место из 38 стран. Впереди нас Шри-Ланка (74%), Индия (80%), Кения (82%), Монголия (93%).

23% украинцев используют Интернет для осуществления оплаты счетов. Это на уровне общемирового показателя и близко к показателям Кении, Тайваня, Японии, Казахстана и Коста Рики.

49% украинцев являются владельцами платежных карточек. Это весьма посредственный результат, на уровне среднего по нашей группе. Однако даже соседние страны имеют более высокие показатели: Беларусь - 71%, Россия - 57%.

18% украинцев используют дистанционные каналы для управления счетом. Это ниже среднего по региону (23%), однако значительно выше среднего значения по группе (5%).

В целом, по многим показателям прослеживается тенденция, когда в своем регионе показатели Украины на уровне средних, а в группе с доходами мы показываем лучшие результаты. Нельзя сказать, что в вопросах финансовой инклюзии мы плетемся в хвосте рейтингов, но и к лидерам пока не приближаемся. Хотя, Румыния, имея показатели близки к украинским, успешно развивает экономику и является полноправным членом ЕС. Однако, если мы хотим ориентироваться на успешные страны, нам необходимо еще очень много работать. Первоочередные вызовы - борьба с теневой экономикой, повышение доверия к банковской системе, перевод расчетов и выплат из наличной формы в безналичную, привлечения граждан к более активному использованию дистанционных каналов управления счетами и осуществления безналичных расчетов через Интернет.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X