Верховная Рада приняла за основу законопроект 5865. Переживет ли украинский фондовый рынок такое «развитие»?

20 декабря 2021, 19:32

Одно из принципиальных отличий западного государственного мышления от украинского — практичность. Принцип «коротко, четко и ясно» категорически отвергается украинской нормотворческой традицией.

Типичный законодательный акт Украины содержит сотни страниц и не выдерживает детального рассмотрения под микроскопом. Законопроект 5865 не стал исключением.

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) считает, что запуск полноценного рынка капитала невозможен без принятия законопроекта 5865 и предоставления исключительных полномочий регулятору этого рынка. Именно это позволит привлечь больше инвестиций, улучшить условия для развития бизнеса, внедрить полноценные инструменты пенсионной реформы. Цели правильные, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Потому что после изучения последней версии законопроекта возникают серьезные опасения о сохранении украинского фондового рынка.

Видео дня

Некоторые положения откровенно содержат коррупционные риски. Например, предусматривается применение финансовых санкций к физическим лицам в размере до 2,5 млн грн, к юридическим лицам — в размере до 10 млн грн или до 5% от общего годового оборота такого юридического лица. При этом сумма санкций не ранжируется по существенности нарушения (от минимального до максимального), поэтому решение о размере санкции, наложенной в конкретном случае на конкретное лицо, полностью находится в компетенции должностного лица комиссии, рассматривающего дело.

Законопроект дает возможность применять санкции к профессиональным участникам рынка капитала, к владельцам активов, к сторонам сделок по этим активам. Однако, законопроект не предусматривает адекватной системы ответственности Регулятора перед участниками рынка капитала, в первую очередь перед инвесторами, за принятые решения и понесенные убытки.

После изучения последней версии законопроекта возникают серьезные опасения о сохранении украинского фондового рынка

Действительно ли такие «надзорные и следственные полномочия», «допросы лиц», «осмотр помещений», «запрет на проведение операций с финансовыми инструментами», «запись телефонных разговоров», «трафик данных» и «вознаграждение осведомителей» будут способствовать привлечению иностранных инвестиций и развитию фондового рынка? И кто будет обеспечивать качество следственных действий и контролировать деятельность самого регулятора с учетом той самой фрагментарной и нечеткой системы отчетности и контроля, предусмотренной законопроектом, и контроля за текущей деятельностью Комиссии? И это только вершина «инноваций», заложенных НКЦБФР в законопроект 5865.

Что же получается в остатке? Законопроект предусматривает для бизнеса возможность получения драконовских штрафов, допросы, существенное удорожания админуслуг (напомню, платная отчетность существует только на фондовом рынке), лишение права на апелляцию. Почему именно это новшество поможет развитию рынка, для большинства финансистов остается загадкой. К счастью, проект дорабатывается, замечания рынка учитывают, количество законодательных противоречий сокращается.

Если мы хотим развивать рынок капитала, тем самым способствуя росту украинской экономики — нужно сконцентрироваться на внутренних инвестициях. Вначале капитал нужно удержать внутри страны, а потом эффективно его использовать. В противном случае фондовый рынок сократится к одной бирже, торгам ОВДП и акциями иностранных эмитентов. Все подтянется под мифические европейские стандарты, станет показательным и глянцевым филиалом Запада, а также полностью бесполезным для экономики страны.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X