Новый закон. Что изменилось для пользователей легкого персонального электротранспорта
Наконец-то появилось официальное определение. Владельца электросамоката, электровелосипеда, гироборда или моноколеса теперь нельзя трактовать как пешехода или велосипедиста. Что еще нового принесло принятие законопроекта 8172?
Принятый во втором чтении Верховной Радой и уже подписанный президентом Украины законопроект 8172, ограничивающий закупку и эксплуатацию дизельных и бензиновых автобусов в общественном транспорте, вызвал большой резонанс в обществе. И пока эксперты, лоббисты и рядовые граждане спорят, актуален акт или нет, мало кто говорит о том, что этот закон также дает толчок развитию сферы микромобильного транспорта. Почему и как именно, давайте разбираться вместе.
Самое важное — то, что определение «легкого персонального электротранспорта» существует, теперь нельзя трактовать пользователя электросамоката как пешехода, велосипедиста или как-то иначе.
Электросамокаты, электровелосипеды, гироборды, моноколеса уже давно стали привычным явлением на улицах украинских городов. Из года в год количество пользователей микромобильного электротранспорта растет в геометрической прогрессии, но все попытки законодательно урегулировать использование этого вида транспорта на национальном, а не местном уровне пока не имели успеха.
Вспомним: в 2020 году Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект 3023 О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности отдельных категорий участников дорожного движения (пользователей персонального легкого электротранспорта, велосипедистов и пешеходов). Однако дальше дело не пошло и законопроект так и не был включен в повестку дня второго чтения.
И вот еще одна попытка, которая может стать реальным прорывом.
В законопроекте 8172 О некоторых вопросах использования транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о преодолении топливной зависимости и развитии электрозарядной инфраструктуры и электрических транспортных средств впервые дано исчерпывающее определение «легкого персонального электрического транспорта» и четко разделены понятия «легкое персональное электрическое транспортное средство» и «низкоскоростное легкое электрическое транспортное средство».
Немного истории. Текст законопроекта до первого чтения определял низкоскоростное легкое электрическое транспортное средство как двух-, трех-, четырехколесное транспортное средство с электрическим двигателем, максимальной конструктивной скоростью до 90 км/ч и массой до 600 кг. Такой подход к определению не учитывал специфику различных видов транспорта, например, мопедов и электросамокатов, и потенциально мог привести к одинаковому регулированию.
Директивой ЕС 168/2013/EC четко определено, что по мощности и скорости такие транспортные средства, как мопед и электросамокат/электроволосипед, отнесены к разным категориям — L1e и L1e-A. Категория L1e-A, к которой относится электросамокат, имеет ограничения в мощности в 1000 Вт и скорости в 25 км/ч. Кроме того, такая категория по Директиве 2006/126/EC освобождается от необходимости иметь водительское удостоверение, в отличие от тех же низкоскоростных мопедов.

Благодаря профессиональной дискуссии на площадке Комитета по энергетике и жилищно-коммунальным услугам под председательством Андрея Геруса, а также привлечению представителей Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры Украины аргументация об имплементации этой европейской нормы была услышана и проголосована народными депутатами Украины.
Что на практике?
Самое важное — то, что определение «легкого персонального электротранспорта» существует, теперь нельзя трактовать пользователя электросамоката как пешехода, велосипедиста или как-то иначе. Права и обязанности «новых участников движения» будут закреплены в правилах безопасности дорожного движения для пользователей легкого персонального электротранспорта, которые должны разработать Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины вместе с Министерством внутренних дел Украины.
Конструктивная скорость устройства не должна превышать 25 км/ч, что повысит уровень безопасности как пользователя, так и пешехода.
Мощность устройств должна составлять до 1000 Вт по аналогии с Директивами ЕС.
Какие сценарии можно ожидать дальше?
Городские советы продолжат урегулировать вопросы пользования легким персональным электротранспортом на локальном уровне, что достаточно неплохо, поскольку города имеют свою специфику. Например, уровень разветвленности велосипедной инфраструктуры, наличие брусчатки в городе
Верховная Рада Украины включит законопроект № 3023 в повестку дня. Однако в этом случае необходимо проводить дополнительные консультации с городскими советами, представителями сервиса проката и профильными ассоциациями. Поскольку за прошедшие несколько лет вопрос урегулирования сферы микромобильного транспорта оставался в руках местных администраций.
Учитывая приоритизацию Кабинета Министров Украины вопросов об устранении последствий войны в Украине, а также послевоенного восстановления, скорее всего, реализовываться будет первый сценарий. Однако, как Public Policy Manager компании, предоставляющей услуги проката электросамокатов в украинских городах, я хочу собрать за одним столом представителей исполнительной власти, городских администраций Украины, профильных ассоциаций и наработать общие рекомендации по развитию микромобильного транспорта в Украине. Это позволит улучшить понимание городами специфики работы сервиса и даст толчок к развитию микромобильной инфраструктуры.