Нашумевшая реформа. Кто выиграет от принятия законопроекта 5655

28 декабря 2022, 10:12

Чрезвычайно бурное обсуждение реформы отрасли градостроительства доказывает — тема актуальная и острая для многих.

Еще 2 года назад, в сентябре 2020 года на Национальном совете реформ был поднят вопрос о том, что хаотической и незаконной застройке городов, коррупции при выдаче разрешительной документации до начала выполнения строительных работ или принятия объектов в эксплуатацию, должен быть положен конец. Тогда при участии президента Зеленского, премьер-министра Шмыгаля, Михеила Саакашвили, тогда председательствовавшего в Исполнительном комитете реформ, при активном участии мэров городов, бизнеса, народных депутатов, все были с этим согласны и возражений не возникало. 1 июля 2021 г. законопроект был принят в первом чтении.

Видео дня

С первого до второго чтения были проведены десятки встреч с профильными общественными организациями, экспертами отрасли, представителями международного сообщества. С первых дней написания законопроекта его вели эксперты проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах» при финансировании Правительства США и Великобритании. Их задача — противодействовать коррупции через реформу электронного управления в Украине и внедрение лучших мировых практик в сферах: электронные закупки, открытые данные и электронные услуги.

Важно было изначально привлечь независимых антикоррупционных экспертов, потому что вымогательство взяток на всех этапах строительного процесса понемногу становилось нормой на местах, что в свою очередь способствовало незаконной застройке. Деньги требовали за согласование градостроительных условий, архитектурного проекта, строительного надзора, подключение к коммуникациям и т. д. И, как следствие, не всегда принимали законные решения.

И, кстати, многие застройщики и представители местных властей прекрасно чувствовали себя в таких условиях. Ибо, с одной стороны, это мешает выйти на строительный рынок конкурентам, а с другой, создает постоянный коррупционный поток в кармане местных властей, гарантирующих десятку компаний возможность строить все, что вздумается, и где вздумается.

Как следствие, в каждом городе есть «свои» строительные компании. В большом городе 7−10 крупных застройщиков, 3−5 средних, и 2−3 маленьких. Фактически это закрытый клуб, в котором поделены районы, участки, проекты, потенциальные покупатели. Такая ситуация и привела к тому, что украинские города превратились в рандомную застройку, где 2-этажные дома граничат с 25-этажными монстрами, подключенными к старым канализационным и электрическим системам.

Известный всем пример — застройщик Войцеховский. 42 проблемных дома в Киеве — это 13 тысяч обманутых инвесторов. И никто не отвечает за это, все говорят, что у нас не было возможности остановить эти незаконные строительства. Мы не знали, что с этим делать, у нас не было полномочий.

И получается, что появляюся обманутые инвесторы купившие квартиры в незаконно построенных домах, жильцы других домов, не ожидавшие, что возле них появится некий монстр, и «довольные» чиновники местных властей. Таких примеров немало не только в столице. В Одессе выдано разрешение на проведение реконструкции нежилого помещения в переулке Маланова в историческом центре города. Это произошло при отсутствии предусмотренного пакета документов. Вместо реконструкции мы получили строительство нового жилого дома.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Во Львове только сейчас рассматриваются более 10 судебных исков по незаконным застройкам в пределах исторического ареала Львова. Такая ситуация возмущает еще и тем, что ансамбль исторического центра Львова внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Теперь, с принятием этой реформы, у местных властей будет все, что нужно, чтобы останавливать незаконные застройки. И будет ответственность за молчаливые согласования строительства «призраков», которые никогда не будут введены в эксплуатацию или подключены к электросетям. Это справедливо.

В частности, 5655 предоставляет дополнительные полномочия органам местного самоуправления. Вместе с полномочиями они получают порядок, что делать с незаконным строительством, как поступать с таким объектом, как останавливать. Теперь никто не сможет сказать: извините, у нас здесь незаконное здание, строящееся в центральной части города, и мы не можем это остановить, потому что у нас нет полномочий. Все. Есть полномочия, есть инструменты, есть ответственность. И вопрос приобретения жилья в незаконных строениях уйдет в историю.

И теперь местные власти, в лице конкретного должностного лица, должны будут реагировать на незаконные строительства. А не получать из них коррупционные деньги, которые потом легко тратятся на реформу.

Кроме этого, законопроект наконец создает условия, при которых города не обойдутся без генерального плана. Его отсутствие позволяло нечистым на руку чиновникам предоставлять разрешения на строительство где угодно. Но сейчас, в условиях наибольшей прозрачности и контроля общественностью, чиновники не сумеют что-то провести мимо глаз горожан.

Реформу градостроительной отрасли мы считаем революционной. Все, что сейчас происходит в бумажном виде, будет происходить в одной IT-системе, каждое действие или бездействие участника строительного процесса будет зафиксировано в системе. А это то, чего боятся и застройщики, и местные чиновники.

Как пример: будет четко видно, когда дом построен, а его не вводят в эксплуатацию и пренебрегают людьми, желающими жить в многоквартирном доме, а у застройщика требуют взятку за ввод в эксплуатацию.

Что касается упреков о том, что законом создаются условия для формирования рынка частных компаний по контролю за строительством, то у нас когда-то были исключительно государственные регистраторы. Которые регистрировали наши предприятия, наши компании, наши ФЛП. В какой-то момент была проведена реформа, такую возможность получили частные нотариусы.

По факту для граждан ничего не изменилось, но исчезли взятки. Появилась возможность получать качественную услугу, заплатив официальный платеж, не становясь в очередь, не просить кого-либо, не договариваться. То же касается и экспертизы проектной документации. Частные компании работают с 2011 года. Сейчас около 50 организаций работают параллельно с государственной экспертизой, и никаких проблем с этим нет.

Именно такую систему мы хотим создать, и именно против этой системы выступает строительная мафия. Она хочет оставить все как есть: возможность предоставлять согласование на любые застройки, уничтожение исторических памятников, и строительство небоскребов в частной застройке за деньги. Именно так работает система строительного контроля в городах, и вы сами можете собственными глазами посмотреть, к чему это привело. Сейчас мы имеем в руках все инструменты для изменения существующих беспорядков. Я официально приглашаю профессиональную экспертную общественность присоединиться к имплементации реформы, работать вместе с нами над подзаконными актами по внедрению закона

Это нужно делать уже сейчас. Промедление и саботаж реформы отбросит страну десятилетия назад.

Показать ещё новости
Радіо NV
X