Что поможет бизнесу? Новый Налоговый Кодекс и Бюро экономической безопасности

11 декабря 2020, 07:30

Для выхода из экономического кризиса нужно сделать ряд непопулярных, возможно даже жестких, но крайне необходимых шагов. Прежде всего — принять новый Налоговый кодекс и создать единый орган, который будет заниматься финансовыми расследованиями.

Принципиально новый Налоговый кодекс, направленный на развитие, должен обеспечить достойные условия для становления и приоритета национального предпринимательства и расцвета Украины. Его основные положения базируются на требованиях сегодняшнего дня, согласно которым налоговая система Украины должна быть гибкой и быстро реагировать на изменения в обществе и экономике.

Видео дня

Несколько последних лет Ассоциация налогоплательщиков с помощью украинского бизнеса посвятила работе над этим документом. Основные положения Кодекса:

  • Прежде всего, это замена налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал. Этот пункт вызывает сопротивление у чиновников, которые считают, что такая замена приведет к уменьшению бюджетных поступлений. Но опыт других стран доказывает правильность такого шага в перспективе, ведь бизнес, который после отмены налога на прибыль дышит свободнее, начинает работать эффективнее, и, соответственно, оплачивается больше налогов.
  • Еще одна новация — модификация действующего архаического налога на землю и недвижимое имущество, которое должно обеспечить переход к налогообложению имущества от его реальной стоимости (на основе данных о рыночной стоимости соответствующего имущества). Такой подход будет способствовать более справедливому распределению налогов. Понятно, что сначала нужно провести полноценную инвентаризацию имущества, чтобы до начала действия нового налога все объекты налогообложения были внесены в Единый Государственный реестр объектов недвижимости.
  • Одновременно нужно провести налоговую амнистию, когда физические лица декларируют имущество, не внесенное в декларацию раньше. Но этот процесс должен проходить деликатно, без штрафов и пени. И вообще — нам нужно навсегда отказаться от старого подхода, что Налоговая служба — это карательная организация. ГНС должна превратиться в сервисную службу, которая станет партнером, а не врагом бизнеса.
  • Модификация налогов должна вводиться одновременно со снижением нагрузки на фонд оплаты труда до 20%. Тогда дополнительные поступления от налогов на имущество станут компенсаторами потерям бюджета. В этом контексте необходима и либерализация трудового законодательства, которым вводятся трудовые договоры как основной способ оформления трудовых отношений.

Убежден: принятие нового Налогового Кодекса Развития в корне изменит систему налогообложения в государстве, будет способствовать добровольной уплате налогов, обеспечит полноту поступления средств в бюджеты всех уровней, тем самым поможет стране выйти на новый, европейский уровень жизни. Но налогоплательщики должны быть уверены в том, что уплаченные налоги используются государством максимально эффективно в пользу каждого гражданина и страны.

Конечно, принятие только одного Налогового кодекса недостаточно для развития экономики в Украине, необходимо проводить комплексную политику реформирования. Одним из таких шагов является создание нового единого органа, который будет расследовать экономические преступления — Бюро экономической безопасности. Я уверен, что создание такого органа принципиально изменит ситуацию для бизнеса, ибо предполагается, что это будет не силовая структура, призванная «закошмаривать» предпринимателей, а аналитическая государственная служба.

Парламент уже этим занимается: в первом чтении принят законопроект 3087-Д о создании БЭБ, в нем учтены практически все замечания и предложения бизнеса, экспертов в этой области. В нынешних условиях это наиболее оптимальный вариант для принятия в целом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Однако есть и другое мнение: в Комитете правоохранительной деятельности ВРУ идет обсуждение законопроектов 3959 и 3959−1 об изменениях в уголовно-процессуальное законодательство. Фактически эти документы (которые, к счастью, еще не дошли до рассмотрения в сессионном зале) позволяют другим правоохранительным органам, кроме Бюро экономической безопасности, заниматься расследованиями финансовых преступлений. То есть, в случае принятия одного из этих законов существования БЭБ потеряет смысл. Надеюсь, здравый смысл депутатов возобладает.

Добавлю еще одну важную, на мой взгляд, деталь. Для того, чтобы БЭБ было эффективным, его главной составляющей должна стать аналитическая функция. Но этих аналитиков нужно подготовить, а это требует времени. Глубоко убежден, что этот процесс должен был начаться еще вчера, или хотя бы сегодня, до принятия закона и создания органа Службы. Именно такой подход — путь к успеху и результативности.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X