Новые возможности для Укрзализныци

5 июля 2018, 19:00

Впервые за 4 последних года Укрзализныця получила чистую прибыль в размере 114 млн грн в 2017 и более 270 млн грн за первый квартал 2018 года.

"Укрзализныця вышла на прибыльную деятельность!" – такие заголовки в медиа о традиционном генераторе убытков недавно удивили украинцев. Оправдаются ли надежды на обновление и модернизацию украинской железной дороги зависит от успешности и полноты реформирования рынка железнодорожного транспорта.

Видео дня

Чего стоит ожидать? Транспортный комитет Верховной Рады Украины подготовил к рассмотрению законопроект №7316 О железнодорожном транспорте, который предлагает три основных изменения «правил игры» на рынке. Во-первых, благодаря обновлению самого определения термина "железнодорожный транспорт" УЗ сможет избавиться несвойственных активов. Сейчас железная дорога (как и многие госкомпаний и учреждения) содержит на балансе кучу учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта. Исключение этих активов наделит Укрзализныцю дополнительным ресурсом на содержание основных производственных активов, даст толчок обновлению железнодорожного транспорта, будет способствовать повышению качества услуг перевозок. Во-вторых, закрепляются источники развития железнодорожного транспорта, среди которых – инвестиционная составляющая тарифа и амортизационные отчисления. Итак, Железная дорога будет видеть какую долю заработанной чистой прибыли можно будет потратить на развитие и модернизацию. В-третьих, Министерство инфраструктуры Украины будет иметь больше полномочий контроля и регулирования деятельности естественных монополий. Поэтому, равный доступ операторов железнодорожных перевозок к инфраструктуре будет гарантирован.

Что может дать Украине? Кроме игроков рынка преимущества от реформы рынка получат и потребители – то есть мы с вами. Пользоваться железной дорогой станет комфортнее, ведь Укрзализныця сможет больше инвестировать в качество и скорость перевозок. Так, в частности, УЗ объявлены планы модернизации (переоборудования) подвижного состава, повышение средней скорости движения (не менее чем на 1,5 км/ч в 2018 году).

Как максимизировать эффект? Кроме повышения конкуренции на внутреннем рынке перевозок стоит усиливать присутствие Укрзализныци на международных рынках. По данным IRG Rail (Independent Regulators Group -– Rail, Группа независимых регуляторов железнодорожных перевозок), в 2014 году 58,9% грузо- и 8% пассажирооборота стран ЕС приходилось на иностранные перевозки. Итак взаимное открытие рынков железнодорожных перевозок предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС скоро встанет на повестке дня.

Стоит ли бояться открытия рынков железнодорожных перевозок? Опыт либерализации рынков железнодорожных перевозок стран ЕС свидетельствует о том, что после либерализации подавляющая часть услуг продолжает предоставляться существующими операторами: до 90% пассажиро- и до 70% грузооборота в 2016 году. Растет охват населения услугами железнодорожного транспорта. За обновлением инфраструктуры, равным доступом к инфраструктуре и справедливостью тарифов следит независимый регулятор. По оценкам ЦЭС, в условиях самого оптимистичного сценария взаимного открытия рынков, общие выгоды для украинского и европейского рынков перевозок составят не менее 1,3 млрд грн в год.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X