Атака на правила, или Новый наряд Фонда госимущества

30 апреля 2021, 08:00

Новые правила работы Фонда госимущества должны снести преграды, которые не давали государству эффективно продавать неэффективные предприятия. Но изменения порождают и ряд проблем. Об эти подводные рифы может разбиться корабль Большой приватизации.

Государство — плохой собственник. Это не особенность украинской экономики, а общемировой опыт. Чиновники, чей доход напрямую зависит от выслуги лет, не будут столь эффективны в управлении, как бизнесмены, чей доход напрямую зависит от прибыли предприятия. Потому старт большой приватизации в виде продажи 6 облэнерго и завода «Большевик» — это вливание новой крови в тело украинской экономики.

Видео дня

Разблокировка аукционов депутатами ВР 30 марта совпала с регистрацией 1 апреля четырех законопроектов, которые предполагают изменения 27 законодательных актов и Налогового, Бюджетного, Административного, Криминального кодексов. Предполагается, что эти изменения должны привести деятельность Фонда госимущества к соответствию современным реалиям. И, в большинстве, правки вполне разумны. Но есть детали, которые открывают возможности для срыва продаж объектов. А ведь только за 2021 год планируется с приватизационных продаж получить 12 млрд грн. в украинский бюджет.

Первое, что бросается в глаза, — это отказ от материальной фиксации объявлений на аукционах. Сейчас законодательство обязывает фиксировать всю информацию о лотах в виде газеты «Ведомости приватизации» с тиражом в 200 экземпляров. Альтернативе газете предполагается информировать о лотах на сайте Фонда. Звучит здраво, но отказ от обязательного бумажного тиража дает простор для двух манипуляций: подмены информации и умышленного скрытия объектов продаж.

В случае подмены, информация может добавляться задним числом, а сведения о лотах переписываться по воле администратора сайта. Цель малотиражной газеты была, в том числе, фиксировать информацию об объекте на материальном носителе. И также информировать о новых лотах, выставляемых Фондом. Редкий читатель «Ведомостей приватизации» мог оценить все существующие объекты, выставленные на продажу. В случае работы сугубо сайта, есть вероятность сокрытия лота, например, написав ключевые слова для поиска со «случайными» орфографическими ошибками.

В качестве еще одного нововведения обещают расширить список документов, которые Фонд должен предоставить потенциальному покупателю. Сотрудники Фонда хвалятся тем, что дают даже больше, чем прописано в минимальных требованиях. Лишь бы продать. Но часто именно из-за нехватки документов, которые позволят юридически оформить продажу, срываются сделки Фонда.

Как бы строго не регламентировался перечень документов, который предоставляется на ознакомление потенциальному покупателю, это не поможет вылечить общую болезнь государственного менеджмента — утери документов. Даже на гигантских предприятиях в виде заводов не хватает правоустанавливающей или технической документации. Инвестор не готов рисковать деньгами, без гарантий последующего правовладения. Фонд же в подобных случаях перекладывает все затраты по восстановлению документации на покупателя. И предложенные поправки этой практики не меняют.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Также новые правила не смогут решить ещё одну уловку, на которую попались инвесторы из Молдавии при покупке Мариловского спиртзавода. Когда описание необоротных объектов (оборудования, построек) настолько размыто, что под них можно представить что угодно. Напомню, в ноябре 2020 г. молдавская компания Zernoff купила у Фонда госимущества Мариловский спиртзавод за 144 млн грн. Но через несколько месяцев отказалась закрыть сделку и потребовала вернуть 10% аукционный залог. По мнению покупателя, дорогостоящее оборудование спиртзавода было расхищено. Фонд же утверждает, что его комиссия расхождений между заявленным оборудованием и тем, что есть в наличии не выявила.

Вариантов разгадки фокуса несколько. Или дорогостоящее оборудование заменено более дешевым или сломанным, но подходящим под описание в инвентарном списке. Или же на отсутствующее оборудование оформлен договор долгосрочной аренды. Тогда права на оборудование и арендная плата переходят к новому покупателю, как и головная боль, как расторгнуть договор аренды, вернуть оборудование и, вообще, найти его.

Но основная опасность таится в предложенной коллегиальности Фонда госимущества. По действующим нормам вся полнота власти принадлежит его главе, а 5 первых замов носят вспомогательные функции и не влияют напрямую на принятие окончательных решений. Что, по мнению реформаторов, дает простор для коррупции.

По новым правилам принимать особо важные решения глава сможет только в случае полного согласия со своими замами. То есть, когда нужно будет принять срочное, важное и, как часто бывает в таких ситуациях, непопулярное решение придется договариваться вшестером. Ответственность за это решение они тоже будут делить на шестерых.

Вместо «потенциального коррупционера» во главе Фонда, мы получим коллегиальный орган, способный оттягивать решение любого вопроса до бесконечности. Здесь с новыми зарплатами на уровне министерских (а это от 100 тыс грн. ежемесячно) глава, первые замы и замы замов смогут окопаться надолго. Не работа, а мечта чиновника: продажи тянутся, зарплата капает.

Показать ещё новости
Радіо NV
X