Вижу цель — не вижу препятствий. Законны ли посягательства фискалов на деньги трудовых мигрантов?
Кто должен платить налоги в Украине, а кто — нет?
Статья написана в соавторстве с Маргаритой Федоренко, старшим консультантом налогово-юридического департамента «Делойт» в Украине.
В контексте последних внутриполитических событий, итогом которых для Украины может стать невозможность работы с МВФ (и вообще нормальных внешних заимствований), и на фоне зияющей дыры бюджетного дефицита, особый интерес вызывают намерения властей повысить налоги.
На днях глава налогового ведомства А. Любченко сделал ряд заявлений на эту тему. И среди всего прочего, задекларировал намерение бороться с уклонением от уплаты налогов украинскими трудовыми мигрантами.
Он отметил, что из $12 млрд, которые пришли в Украину от тех, кто выехал работать за границу, задекларировали только 11 млрд грн.
С одной стороны, желание фискалов пополнить дырявый бюджет вполне понятно. С другой — насколько законны их намерения? Попробуем разобраться.
Кто должен платить налоги в Украине, а кто — нет?
В большинстве стран мира, включая Украину, принято делить физические лица для налоговых целей на две категории: резидентов и нерезидентов.
Резидент той или иной страны обязан платить налоги на все свои доходы, откуда бы они ни взялись — заработная плата в Польше, наследство из Гренландии, продажа компании в ОАЭ или подарок из США. Все это должно быть задекларировано в Украине, если вы — ее налоговый резидент.
Нерезиденты напротив должны платить Украине налоги лишь на полученные в Украине доходы. В то время как «общемировой доход» (включая украинский) такого плательщика будет налогооблагаться в другой стране.
Правила определения резидентности — не самые простые. Иногда, чтобы выяснить, какая страна вправе претендовать на деньги гражданина, необходимо изучить налоговые правила сразу нескольких юрисдикций, а также договоров между ними.
Если вкратце — человека может «привязать» к стране как резидента наличие в ней постоянного жилья, постоянное времяпровождение (более 183 дней в течение года), а также «центр жизненных интересов», то есть тесные личные и экономические связи со страной. В частности, Украина считает своими резидентами лиц, зарегистрированных здесь в качестве предпринимателей, а также тех, чьи семьи находятся в Украине.
Что это означает на практике для украинских «заробитчан»?
Среди них есть те, кто уже давно живет де-факто за рубежом. Как правило, их «постоянное жилье» находится в Италии, Польше, или Австрии — но не в Украине. Оставаясь украинцами по паспорту, такие люди большую часть времени проводят вне Украины, их семьи живут с ними, а здесь, на родине, остаются престарелые родители, взрослые дети или еще более далекая родня, которую собственно и нельзя назвать семьей.
Это — нерезиденты. На их доходы фискальные органы Украины не вправе претендовать.

Но есть и другие. Те, чей реальный дом — в Украине, потому что нельзя считать постоянным домом общежитие для рабочих в Португалии или Греции. Те, чьи семьи находятся в Украине и фактически живут здесь на те средства, которые работающий родственник присылает из-за рубежа.
Будучи для Украины налоговыми резидентами, эти люди должны будут каждый год подавать в Украине налоговые декларации и уплачивать налоги со всего своего «зарубежного» дохода.
Но не все так просто.
Двойное налогообложение вне закона
Во всем мире считается, что нельзя допускать двойного налогообложения одного и того же дохода. Для этого стандартным механизмом является зачет: если с вас уже удержали налог в другой стране, то при «домашнем» налогообложении по месту своего резидентства вы должны иметь право вычесть уплаченный иностранный налог из той суммы, которую полагается заплатить своей налоговой родине.
Так это работает и в Украине, хотя есть исключения — например, наш законодатель считает, что не имеют права на налоговый зачет те граждане, у которых есть паспорта иностранных государств. Но по общему правилу, с учетом налоговых договоров, которые подписала Украина с другими странами, есть работающий механизм — для целей зачета в украинскую налоговую инспекцию подается справка от иностранного налогового органа с указанием сумм полученного дохода и уплаченного за рубежом налога. В Украине уплачивается лишь разница, если отечественный налог превышает тот, который уже удержала другая страна, и военный сбор, который налоговые договора не покрывают.
Таким образом, украинские фискалы в большинстве случаев не имеют законного права претендовать на иностранные доходы украинских трудовых мигрантов — как нерезидентов, так и имеющих в Украине резидентный статус. Но, к сожалению, для последней категории все равно возникает обязанность декларировать в Украине свой общемировой доход, а также получать за рубежом справки для налогового зачета. На практике эта задача порой бывает очень непростой, поскольку справку нужно не просто получить, но еще и перевести на украинский язык и заверить должным образом.
Также сложности могут возникнуть у наших сограждан, которые работают за рубежом нелегально, получают зарплату наличными, и, разумеется, не смогут предоставить доказательств уплаты налога в другой стране. Если их доходы будут обнаружены украинскими властями, какой-либо зачет будет невозможен.
Охота за подарками
Многие обратили внимание на то, что среди «пожеланий» главного фискала страны присутствует и отмена банковской тайны. Налоговики нацелены на отслеживание операций по счетам граждан. Зачем?
Достаточно большой процент средств, заработанных украинцами за границей, поступает в страну наличными или через платежные системы. Но и банковский сектор используется очень активно, а значит, у контролирующих органов есть дополнительный шанс пополнить бюджет, если они сумеют проанализировать движение по счетам и сделать свои выводы.
Здесь, как говорится, «возможны варианты».
Во-первых, перечисление от физического лица со своего иностранного счета на банковский счет в Украине. Такая транзакция не создает никаких налоговых обязательств.
Во-вторых, переводы «внутри семьи», поскольку заработная плата и другие подобные доходы являются объектом общей совместной собственности супругов, можно утверждать, что налоги не возникают, например, для жены, получающей деньги от мужа, или наоборот. То же касается перечислений проживающим вместе с родителями несовершеннолетним детям.
Но есть и третья ситуация — когда средства из-за рубежа поступают на счета украинских резидентов, у которых нет «общей совместной собственности» с отправителем. Получателями могут быть как родственники (родители, братья, сестры), так и формально не связанные лица.
И вот как раз здесь возникают риски. Поскольку речь идет об «иностранном доходе», для получателя возникает в Украине обязательство задекларировать такой доход и уплатить налог по ставке 18% плюс 1.5% военного сбора. Освобождение, предусмотренное для подарков между родственниками (первая и вторая степень родства) здесь не сработает. Налоговые органы прекрасно об этом знают и явно надеются «сорвать банк», получив неограниченный доступ к банковским счетам украинцев.
Резюмируя: далеко не во всех случаях средства, поступающие в Украину от работающих за границей наших сограждан, могут представлять законный интерес для фискальных органов. Но тем не менее, риски существуют — а значит, следует трезво подойти к их оценке и устранению, с учетом «налоговых аппетитов» власти.