Новые сборы или налоги. Как Европейский зеленый курс повлияет на Украину

23 июня 2021, 16:00

В конце 2019 года Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен официально представила Европейский зеленый курс или European Green Deal.

EGD — это комплекс мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в Евросоюзе, основной целью которого является превращение Европы в климатически нейтральный континент до 2050 года.

Видео дня

Такими мерами являются поощрение инвестиций в экологически чистые технологии, поддержка инноваций, декарбонизация энергетического сектора, сотрудничество с международными партнерами для совершенствования глобальных экологических стандартов.

Реализация этих замыслов будет иметь последствия не только для стран-членов ЕС, но и для любой страны, которая планирует в дальнейшем поддерживать торговые отношения со странами Евросоюза, в том числе для Украины. Уже совсем скоро Украина может ощутить на себе эффект введения одной из мер EGD — Механизма пограничной углеродной корректировки или Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM).

Что такое СВАМ, и какие последствия он будет иметь для украинских компаний?

На сегодня нет официальной информации о том, в чем будет заключаться СВАМ и какова его правовая природа. Однако, уже сейчас известно, что этот механизм будет предусматривать наложениt специальных выплат (cбор, пошлина или налог) на компании, экспортирующие в Евросоюз товары, производство которых сопровождается выбросами парниковых газов.

Основной целью такого нововведения, кроме достижения климатической нейтральности, является сохранение конкурентоспособности производителей-резидентов Евросоюза, в результате декарбонизации несущих большие затраты, чем любые другие компании, которые ввозят свою продукцию в Евросоюз.

Под действие СВАМ будут подпадать те компании, которые производят и экспортируют в страны ЕС углеродсодержащие товары, в частности: чугун, стальные полуфабрикаты, метизы, руды, химическую продукцию, пластмассы, электроэнергию, сельскохозяйственную продукцию. Здесь стоит отметить, что наибольший удельный вес в украинском экспорте в 2020 году принадлежал именно углеродсодержащей продукции, среди которой — продукция металлургического комплекса (18,3%), машиностроения (11%), химической промышленности (5,5%). При этом, почти 38% вышеупомянутой продукции экспортируется именно в ЕС.

По состоянию на май 2021 года Еврокомиссия еще не объявила механизм функционирования СВАМ, однако анонсировала, что применять его начнут не позднее 2023 года. В июле 2021 г. года Еврокомиссия планирует обнародовать первый пакет поправок к законодательству ЕС под названием «Fit for 55», целью которых будет до 2030 сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с 1990 годом, в том числе и путем введения СВАМ.

Более того, в 2020 году ЕС пошел на многомиллионные расходы для борьбы с COVID-19. В частности, в рамках программы SURE, которая имеет целью снижение уровня безработицы при коронавирусном кризисе, Евросоюз предоставил государствам-членам ЕС кредиты на общую сумму 87 млрд евро. Поэтому внедрение СВАМ как источника для покрытия таких средств является частью бюджетного процесса в Евросоюзе, что еще раз свидетельствует о неотвратимости этого механизма.

Следовательно, Украина имеет совсем мало времени для публичной адвокации на уровне институтов ЕС, чтобы повлиять на формирование климатической политики ЕС в отношении Украины, а также для подготовки украинского национального законодательства к введению вами.

Какие шаги уже предприняла Украина в ответ на провозглашение EGD?

Еще в января 2020 года Кабинет Министров определил EGD как приоритетное направление развития Украины, продемонстрировав желание Украины присоединиться к странам ЕС в борьбе за климатическую нейтральность. Но только через год, в марте 2021 року, Кабмин создал рабочую группу для согласования подхода относительно применения к Украине механизма корректировки углерода на границе для проведения консультации с Европейской комиссией.

Закон Украины «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов», разработку и принятие которого я координировал как Министр экологии и природных ресурсов, был введен в действие с 1 января 2021 года. Благодаря этому акту отныне в Украине можно не только получать информацию об объемах выбросов парниковых газов от конкретных предприятий, но и обеспечить контроль за этими выбросами и возможность их ограничения. Функционирование этой системы является первым шагом к созданию в Украине рынка квот парниковых газов.

Мы понимаем, каким должен быть второй шаг и что делать для того, чтобы эта система заработала максимально эффективно.

Какие инструменты позволят минимизировать влияние СВАМ на украинских экспортеров?

Еще на Ukrainian Energy Forum 2018 я говорил о необходимости введения новых инструментов стимулирования уменьшения выбросов парниковых газов и модернизации производств, как о единственно правильном пути Украины в вопросе формирования новой климатической политики.

В начале 2019 эти идеи вместе с идеей совершенствования системы экологического налога за загрязнение окружающей среды и платежей за использование природных ресурсов нашли свое отражение в Стратегии государственной экологической политики Украины на период до 2030 года.

Но за два года вышеупомянутые идеи так и не нашли отражения в государственной экологической политике. Украинское законодательство, как и два года назад, не предусматривает отдельных финансовых инструментов, возможностей или стимулов для субъектов хозяйствования переходить на более «зеленые» методы своей деятельности. Более того, не произошло и реформы экологического налога — средства, удержанные с загрязнителей, поступают в Государственный бюджет Украины без всякого целевого назначения, а ставка такого налога в Украине одна из самых низких в мире. Неудивительно, что при таких условиях украинские компании не спешат инвестировать средства в модернизацию производства, которая бы уменьшила антропогенное воздействие на окружающую среду.

Здесь нужно обратить внимание на экологическую политику в странах ЕС, которые имеют богатый опыт использования различных инструментов для достижения зеленых целей. К таким инструментам, в частности, относят ускоренную амортизацию, предоставление субсидий и экологических грантов, функционирование R&D tax credit и тому подобное.

Не стоит забывать, что в ЕС функционирует система торговли выбросами, которая позволяет осуществлять контроль за количеством выбросов парниковых газов и соответственно стимулировать их ограничения. В 2019 году Европейский рынок торговли квотами достиг показателя в 169 млрд евро. Кроме этого, значительную роль играют и высокие ставки экологического налога, поощряющие переход компаний-производителей углеродсодержащих товаров на более «зеленые» формы деятельности.

Итак, все вышеупомянутые инструменты в комплексе позволяют странам ЕС реализовывать EGD без ущерба для промышленных компаний и с пользой для всего европейского сообщества. В это же время украинские экспортеры, которые не будут инвестировать в декарбонизацию и устойчивое развитие, могут быстро потерять рынки, а Украина — ВВП и бюджетные поступления. Следовательно, пришло время действовать, поскольку на пути Украины к EGD потерянное время — это потерянные деньги.

Призыв к действиям

Как уже отмечалось, Еврокомиссия еще не объявила, в чем будет заключаться СВАМ и какими именно будут ограничения для товаров, экспортируемых в ЕС, в частности из Украины, и производимых с использованием углеродсодержащих энергоресурсов. Поэтому, ответы на ряд важных вопросов относительно правовой природы СВАМ, его применения остаются пока неизвестными.

Однако такая неопределенность со стороны ЕС является одновременно и угрозой для Украины, и возможностью, поскольку дает дополнительное время для выработки новых внутренних инструментов и для адвокации позиции Украины в ЕС.

Независимо от того, в чем будут заключаться ограничения СВАМ, Украина должна уже сегодня на законодательном уровне вводить новые финансовые инструменты, возможности и стимулы для украинского бизнеса, который готов модернизировать свои мощности и инвестировать в энергоэффективность на пути к декарбонизации. Такие действия со стороны украинской власти продемонстрируют Евросоюзу, что Украина так же заинтересована в реализации EGD, как и страны ЕС, что поможет минимизировать негативное влияние СВАМ, а именно — уменьшить те расходы, которые вероятно начнут нести компании-экспортеры углеродсодержащих товара уже через два года. Больше того, активная позиция Украины по EGD може зобеспечить участие нашей страныв создании новой архитектуры мировой политики, так что стоит действовать и превращать вызовы в возможности.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X