Реформа IT-сектора. Если государство попробует сделать что-нибудь хорошее, скорее всего, выйдет плохо

24 ноября 2020, 14:30

Перед Украиной самым насущным образом стоит вопрос не о так называемом «догоняющем развитии». Перед страной — вполне реальная угроза консервации в лиге стран третьего мира.

В далеком 1991 году украинец проснулся в независимой стране, экономический потенциал которой был сравним с экономиками Португалии, Израиля и Польши. Спустя почти три десятилетия страны-бывшие соседи по списку ушли далеко вперед, а их экономический потенциал на начало текущего года превышал украинский соответственно в 1,55, в 2,57 и 3,85 раза. Так, самая неторопливая экономика — португальская — росла в полтора раза быстрее украинской. И сегодня уже граждане Венгрии, Казахстана и Алжира построили и развили в своих государствах экономики, сопоставимые с украинской, хотя в 1991 году едва дотягивали до половины ВВП нашей страны:

Видео дня

Пока подавляющее большинство государств проводили и проводят реформы, Украина упорствует в своих экономических провалах и неудачах, а сторонние наблюдатели пятый год подряд называют нас самой экономически несвободной юрисдикцией Европы. Но, как известно, безвыходных положений не бывает, говоря словами Станислава Леца, «безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится», а именно: Украина обречена проводить реформы.

Одной из украинских надежд бесспорно является динамично развивающийся IT-сектор. Наша страна занимает 20 место в мире (+4 позиции за год), согласно Kearney Global Services Location Index-2019. Мы крупнейший экспортер IT-услуг в Европе, а темп прироста их продаж национальных IT-компаний превышает общемировой в 5−6 раз. Значит нужно делать ставку на поддержку IT-сектора как одной из самых жизнеспособных экспортных отраслей.

В то же время, некоторые страны уже ввели меры по активному налоговому стимулированию ИТ-сферы: Bagmane Tech Park в Индии, Парк высоких технологий в Беларуси, специальные налоговые режимы на Кипре и в Ирландии, полное освобождение доходов IT-специалистов от подоходного налога в Румынии и, последний пример, с 2021 года в России для IT-компаний вводятся «самые низкие налоговые ставки в мире». Как видите, сфера информационных технологий на уровне государств стала ареной ожесточенной налоговой конкуренции за инвестиции и персонал. При этом Украина со своими 59,5% налоговой нагрузки на уровне компаний пока не в состоянии успешно конкурировать с другими юрисдикциями:

В таких условиях украинским властям необходимо, как минимум, окончательно отказаться от любых планов и намерений по усилению мер регулирования и росту налоговой нагрузки на отрасль, а, по-хорошему, протянуть отрасли руку помощи и поддержки с выполнением следующих ключевых задач:

— довести общую налоговую нагрузку IT-компаний до уровня основных государств-конкурентов, отрасль должна стать налогово конкурентной;

— создать дружественную регуляторную среду, не оппонирующую предпринимателям на 3-й группе единого налога и без механизмов их принуждения к работе наемными работниками, и, по возможности, среду даже переманивающую в страну специалистов из-за границы;

—  содействовать капитализации и росту инвестиционной привлекательности украинских компаний, сделав серьезную заявку на достижение Украиной в течение ближайших лет европейского и мирового лидерства.

Практически аналогичные пожелания содержат два Указа президента Украины «О мерах по созданию благоприятных условий для развития ИТ-индустрии в Украине» от 03.09.2020 года и «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, являющихся гражданами Республики Беларусь» от 04.10.2020 года.

Но вот что получилось на самом деле: после года анонсов от профильного министерства и комитета парламента, множества рабочих групп, совещаний и ивентов, увидел свет законопроект «О стимулировании цифровой экономики Украины» (рег. 4303 от 02.11.2020 года), продвигающий так называемый особый правовой режим Дія.City. Указанный проект, кстати, как идея весьма новаторский, и его налоговый спутник (пока не зарегистрирован в парламенте, проект от 27.10.2020) предлагает индустрии информационных технологий следующее:

• налоговая среда:

Как видно из таблицы, новая модель даже близко не является конкурентной по уровню налоговой нагрузки IT-компаний ни в сравнении с основными государствами-конкурентами (нужно не более 20−25%), ни внутри страны (физические лица-предприниматели на едином налоге — сокращенно ФЛП на ЕН).

На этом сюрпризы не заканчиваются. Резиденты Дія.City вместо полноценного налога на прибыль предприятий получают его урезанный и крайне сырой вариант (на основе налогообложения отдельных операций по распределению прибыли и приравненных к ним операций) по аналогии с налогом на выведенный капитал (сокращенно НнВК).

Риски его внедрения:

— создает риски избегания налогообложения и сложности взаимодействия двух систем налогообложения прибыли;

— новая модель содержит нормы, имеющие признаки скрытого ограничения на операции с плательщиками единого налога (пп. 135.2.1.15, 141.9.2.13 и пункт 54 подраздела 4 раздела ХХ налогового проекта). Более того, вводится непонятная конструкция, когда расходы компании более дозволенной суммы (5% или 20% суммы расходов от любой деятельности по показателям «Отчета о прибылях и убытках») формируют ее доход, которой нужно облагать налогом. Это приводит к тому, что выплаты ИТ-компании в адрес субъектов, работающих по упрощенной системе налогообложения, приравнена к нежелательным и вредным (по сути, операции с ФЛП на ЕН приравниваются к операциям с офшорами), что разрушает проверенную и успешную систему взаимодействия на ИТ-рынке;

— НнВК для одного сектора экономики повредит реформе корпоративного налога в целом. Если и вводить НнВК, то не имитационным способом, а для всех компаний, как обещал президент и Национальный совет реформ. Тем более частичной реформы явно недостаточно, чтобы достичь ощутимого эффекта для экономики и существенно сократить коррупционные возможности в администрировании налога.

В контексте налоговой нагрузки на труд нежелательным также остаются сохранение уплаты военного сбора и применение ставки ЕСВ в 22% для гиг-работников (слабая попытка создания альтернативы упрощенной системе).

• регуляторная среда:

Ситуация выглядит еще хуже. Проект 4303 не направлен на развитие всей ИТ-индустрии. Значительное количество стартапов и малых компаний не охватывается мерами стимулирования — резидентами Дія.City смогут стать только юридические лица. Но опять-таки не все — малые компании с совокупной численностью лиц, привлеченных в качестве работников/гиг-работников до 9 человек также не имеют права на получение преференциального статуса (п. 3 ст. 6 проекта). Указанное несет признаки дискриминации по форме предприятия и численности его персонала.

Помимо этого, отрасль, что выжила и развивается вопреки недружественной политике государства, получает нового регулятора рынка — в виде Минцифры (ст. 12 проекта) со значительными дискреционными полномочиями, а именно: с правом определения существенных признаков, которые имеют/не имеют «разрешенные» виды деятельности (п. 2 ст. 7 проекта), право разрешить/отказать в приобретении статуса резидента Дія.City, в частности на свое усмотрение согласовывать планы реализации стартап-проектов (п. 6 и 12 ст. 9 проекта), новая структура осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства, проводит проверки, устанавливает и собирает отчетность (п. 3 ст. 12 проекта).

Таким образом, проект 4303 и его налоговый спутник в своем нынешнем формате:

— может дестабилизировать один из успешно работающих секторов, способных вытянуть страну из экономической стагнации;

— начинает скрытое наступление на упрощенную систему налогообложения, не гарантируя устранения рисков переквалификации сотрудничества с ФЛП на ЕН в трудовые отношения и агрессивных действий со стороны правоохранительных органов;

— имитационным способом вводит почти никому не нужный в таком виде налог на выведенный капитал, достигая формального выполнения политических обещаний;

— ужесточает регуляторную политику для сферы информационных технологий.

Видимо, наша власть так устроена, что она, к великому сожалению, хочет решать только те проблемы, которые, как ей кажется, сейчас актуальны, не обременяя себя консультациями с ключевыми стейкхолдерами от бизнеса и гражданского общества.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X