Новости, которые мы заслужили

3 мая 2020, 09:40

Как реагировать на бесконечный поток информации сегодня

Вам не кажется, что новостей в нашей жизни слишком уж много? Нет, вам не кажется. Их действительно много. Не все из того, что попадается на глаза, заслуживает внимания, не все — правда, не все — полезное, не все — важное.

Видео дня

Но информационного мусора с новостным привкусом так много в эфире, что противостоять этому потоку просто нереально. Количество информационных сообщений каждый день перекрывает все прочие радости жизни в информационном пространстве и «затирает» важность качества информации. Все потому, что новости работают «на обороте» — их много, и потребляем мы их часто. Есть новости с привкусом скандала, с привкусом экспертности, встречаются с привкусом аналитики, отдельного внимания заслуживают информационные сообщения вроде «по мнению ученых».

Потребитель очень чувствительно реагирует на новости, в которых есть противостояние и схватки, скандал и негатив

Как потреблять все эти информационные продукты и чему верить?

Модель потребления каждый человек выбирает себе сам, и базовый критерий здесь один — выбор источника и доверие к нему. Забудем на минуту, что сейчас карантин и вернемся в те времена, когда купить продукты, например, мы с вами могли где угодно: на организованном рынке, у бабушки с земли возле метро, в супермаркете обычном или дорогом деликатесном магазине. Цена продукта, его качество и состав, упаковка и происхождение сырья, известность продавца — какие факторы нам важны в первую очередь? Я, например, никогда не покупала молоко в пластиковой бутылке на улице. Просто потому что у меня четкая установка — молоко я куплю только в супермаркете. Это будет молоко 1,5 процента жирности. Определенного производителя. А срок годности у него будет, вкус и цена такими, к которым мы в семье привыкли.

Так же и с новостями. Я не поверю новости на сайте «что-то-где-то-ньюс» просто потому, что у них новость/молоко может быть в пластиковой бутылке. Вместо этого пойду в супермаркет — в проверенное место. Тем более важна такая верификация, когда речь идет о законах и постановлениях, которых сейчас в нашей карантинной жизни в избытке. Зачем, скажите, подбирать их интерпретации в антисанитарных условиях с земли, если можно обратиться к первоисточнику?

На поверхности информационной глади безусловно больше новостей-интерпретаций, часто — с негативной коннотацией. Потребитель очень чувствительно реагирует на новости, в которых есть противостояние и схватки, скандал и негатив. Конфликт заложен в львиной доле информационных сообщений, даже несмотря на то, что большинство таких новостей нам в принципе не нужны и не важны, и не относятся к сфере наших личных или профессиональных интересов. Кто-то с кем-то переспал, где-то якобы украл, а потом упал с крыши и пролетел десять метров над землей. Заголовок должен быть максимально удивительным, чтобы читатель обратил внимание на такую новость. Конфликт есть, культуры конфликта нет. Умышленно прохожу мимо таких новостей, потому что это не контент и информация, а просто красочная упаковка — коробка в блестящей бумаге.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Упаковка новости — отдельный вид искусства. Заголовки сегодня все чаще именно так и работают: в заголовке — вся новость. Журналистика одного взгляда, спровоцированная рождением «яблочных» часов, теперь безраздельно правит нашим информационным рационом. Видим цепкий заголовок и, кажется, этого достаточно, уже понимаем суть сообщения. На самом деле смелость и наглость в заголовках очень часто принимается за искренность и достоверность. Поэтому, чтобы разобраться с сутью сообщения, надо все-таки читать полностью. Хотим больше информации — надо есть это блюдо целиком, а не только оценивать его подачу. Не хотим — беглый взгляд, и побежали дальше, в поисках более вкусного и полезного. Новостные ресурсы ловят нас на такие «крючки» не случайно. Остается одно — научиться быть более избирательными, а для этого надо знать, кому доверять.

Лидер мнения или мнение лидера. Одно дело, как мы читаем, другое — кого. Согласитесь, интересно читать статьи, где есть мнение людей, известных обществу какими-то конкретными достижениями и имеющих успешный track record. Особенно интересно читать тех, кого знаешь лично и понимаешь, за что «топит» автор и почему, полезно читать и того, кто делится своими соображениями и мыслями регулярно и равномерно, и при этом является профессионалом в какой-то отрасли. Хотя бывает разное, конечно: медиа-миру Украины известны комментаторы по международной экономике без экономического образования, или экономисты с биполярными расстройствами, выдающие в эфир аналитику по совершенно разным темам: от цен на нефть до цен на морковь. Это здорово, что у нас свобода слова и так много умных и талантливых людей готовы быть авторами и спикерами. Но нам с вами это зачем? Тем более в таком угрожающем объеме?

Потребление новостей, скорость такого потребления, выбор тем и авторов — личное дело каждого. Уверена, что несмотря на широкий выбор тем и авторов, информационных ресурсов и новостных порталов, каждый из нас в состоянии найти себе «пищу» по своему стилю и вкусовым предпочтениям. Так, читая о том, что на следующей неделе к нам прилетит астероид, который разрушит все на планете Земля, а запасов туалетной бумаги в стране осталось всего на три дня, не спешите огорчаться. Достаточно просто убедиться в том, что в конце такой новости будет отсыл к первоисточнику. Вероятнее всего, новость будет взята с ресурса «анти-супер-скандал-инфо-ньюс». Не удивляйтесь. Потому что они такие — новости, которые мы заслужили.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X