Уже в этом месяце Украина может получить современное трудовое законодательство

18 июня, 15:46
Цей матеріал також доступний українською

Подробный юридический анализ проекта показал, что в редакции ко второму чтению законопроекта 5371 отсутствуют нарушения Соглашения об Ассоциации с ЕС или Конвенции Международной организации труда.

У бизнеса в Украине уже давно сформировался запрос на пересмотр подходов к регулированию трудовых отношений, основы которых были заложены еще во времена СССР, которые абсолютно не гибкие и не учитывают современные условия. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, который должен сосредотачиваться прежде всего на производственных вопросах и часто не имеет достаточно ресурсов для администрирования кадровых процессов.

Видео дня

В основном этот запрос удовлетворяют нормы законопроекта 5371, который был принят за основу 12 мая. Реализация этого проекта должна решить ключевые проблемы, создаваемые для бизнеса устаревшим законодательством о труде:

— несоответствие устаревших методов всеобъемлющего государственного регулирования трудовых отношений реалиям рыночной экономики, основой которой являются частные договоренности на основе договоров, и способность рыночной системы к саморегулированию значительной части общественных отношений, в частности трудовых, на уровне «способностей рынка»;

— критическая забюрократизированность и сложность осуществления трудовых отношений для работодателей и работников, что негативно сказывается на динамике процессов хозяйствования, угнетает экономические стимулы и отвлекает значительную часть ресурсов для выполнения огромного количества требований и процедур, предусмотренных устаревшим законодательством о труде;

— устаревшая и слишком сложная система нормирования и оплаты труда, нормирования и учета рабочего времени, предоставления отпусков, а также организации труда, которая не учитывает современные особенности деятельности субъектов хозяйствования и работы работников в рыночных условиях ведения бизнеса и выполнения функциональных задач, нацеленных на общий экономический результат хозяйственной деятельности;

— чрезмерная сложность действующих процедур учета кадров и массив кадровой документации, на ведение которого тратятся значительные объемы финансовых, временных и человеческих ресурсов;

— неоправданное давление на бизнес со стороны контролирующих органов и постоянные угрозы наложения санкций и штрафов за нарушение многочисленных бюрократических процедур, предусмотренных устаревшим законодательством о труде.

В качестве инструмента для преодоления этих проблем законопроектом предлагается регулирование трудовых отношений работников и предприятий (о работодателях — физических лицах законопроект не отмечает, также он прямо исключает из сферы своего применения юридических лиц публичного права), которые отвечают одному из двух условий, в основном, трудовым договором. Эти условия следующие:

— работодатель является субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с законом с количеством работников за отчетный период (календарный год) не более 250 человек;

или

— размер заработной платы работника составляет в месяц свыше восьми размеров минимальных заработных плат (на сегодня 6 500 грн. х 8 = 52 000 грн.).

Это позволит работникам и работодателям по собственному усмотрению по взаимному согласию урегулировать свои отношения в части:

  • возникновение и прекращение трудовых отношений,
  • системы оплаты труда,
  • норм труда,
  • размера заработной платы с учетом установленного законом предельного минимального размера,
  • надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат,
  • норм рабочего времени и отдыха с соблюдением норм общей продолжительности рабочей недели, продолжительности еженедельного отдыха и других прав и гарантий.

Такой способ регулирования трудовых отношений очень похож на трудовой контракт, который уже существует в КЗоТе достаточно длительное время и предусматривает для сторон, которые его заключают, возможность отступить от определенных положений КЗоТа и урегулировать их по своему усмотрению.

По оценке экспертов, подход, предлагаемый законопроектом 5371, является перспективным и учитывающим современные тенденции регулирования вопросов привлечения физических лиц к выполнению работ/оказания услуг, в частности, введение гиг-контрактов для IT-компаний — резидентов ДияСити, разрешающих урегулировать процесс выполнения физическими лицами работ с максимальной свободой сторон. Также либерализация трудового законодательства позволит высвободить ресурсы бизнеса по административным направлениям на производственные нужды, что особенно актуально в условиях войны. Кроме того, это позволит снизить риски применения штрафных санкций Гоструда за нарушение требований трудового законодательства, что также было весьма значимой проблемой.

Надеемся, что готовый ко второму чтению законопроект 5371 будет поддержан Парламентом в целом уже в этом месяце, и работники и бизнес смогут сами определять ключевые условия договора без советских практик.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X