Шеринговая экономика, роботизация, мобильность. Как и чему учить современных детей

8 декабря 2019, 08:30

Дети — другие. Старые подходы к обучению не работают

Как успевают за изменениями школы? Как влияют тренды на образовательный процесс? Что важно использовать и что действительно работает? Какова украинская реальность?

Видео дня

Принимая во внимание концепт VUCA-мира, мы видим огромный сдвиг в задачах, которые должно решать образование.

Если раньше получения определенного объема знаний было достаточно, чтобы быть успешным специалистом, то сегодня школы не готовят учеников к будущему. Мир вокруг настолько быстро меняется, что никак не получится предсказать картину будущего, можно лишь очертить ориентиры.

Большинство школьников перейдут к карьере, которой еще не существует

Большинство школьников перейдут к карьере, которой еще не существует, поскольку робототехника и искусственный интеллект переходят в мейнстрим. И такие профессии, как цифровой лингвист или тренер по майнд фитнесу — это уже реальность.

Свое будущее можно создавать, и для качественной «картинки» нужно обладать не столько знаниями, сколько навыками. Согласно отчету Всемирного экономического форума «Future Jobs Report» (World Economic Forum), самые востребованные навыки будущего — комплексное решение задач, критическое мышление и креативность.

Чуть детальнее о трендах

Через весь учебный процесс насквозь проходят современные технологии. На нескольких примерах я поделюсь, где и как использовать технологии для развития и эффективности обучения.

Общаться на языке поколения Z. Например, мы используем Youtube для заинтересованности детей наукой — по желанию они ведут научный блог и проводят эксперименты. Дети мотивированы, им импонирует такой формат подачи материала, участие принимает вся сеть школ, поэтому происходит обмен идеями. STEM-предметы изучаются с удовольствием.

В школах работают Научные клубы для углубленного изучения дисциплин по предпочтениям. Проекты имеют прикладное, актуальное применение. Например, десятиклассник разработал чат-бот, который помогает сверстникам готовиться к выпускному тестированию (ВНО). Другой ученик создал модель ДНК с использованием видеоигры Minecraft.

Также учителя и сами активно используют все возможности технологий. Географию и масштаб интересно изучать на практике с помощью съемки с дрона. Анатомию — напечатав модель сердца на 3D-принтере. А исторические места, например, посетить прямо на уроке с помощью виртуальной реальности (VR).

Очень помогают современные приложения для создания тестов, карточек или визуализаций для занятий, такие как Kahoot, Quizlet и другие, они дают возможность геймифицировать обучение, а также в онлайн-режиме получить обратную связь — как дети поняли тему, а что нужно еще обсудить, облегчают восприятие материала.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Все примеры выше — использование технологий для повышения эффективности обучения.

Технологии не менее важны и для самой организации жизни образовательных центров и школ как слаженной системы. Мы используем СRM для упорядочения всех процессов. Есть удобный онлайн-портал для учителей, детей и родителей с расписанием, посещаемостью, материалами, комментариями тьюторов и учителей. Также движемся в эко-тренде — переходим на электронные журналы вместо традиционных, учим осознанному потреблению, сортируем мусор.

Учеба в школе должна быть настолько приспособленной к реальному миру, чтобы человек мог сразу же применить полученные навыки в реальной жизни

Учеба в школе должна быть настолько приспособленной к реальному миру, чтобы человек мог сразу же применить полученные навыки в реальной жизни. Нет смысла учить теорию, если ребенок не понимает, зачем она ему нужна. Такие знания, скорее всего, будут забыты через очень короткое время, и проку от них мало.

Междисциплинарные, интегрированные занятия. Предметы не существуют отдельно друг от друга. Целостную картину ребенок может видеть только тогда, когда понимает причинно-следственные связи между разными вещами. Мы используем метод интегрированных занятий, во время которых объединяем материал из разных учебных дисциплин: естествознание + химия, математика + физика, математика + иностранный язык и тому подобное. Интеграция связанных между собой школьных предметов дает ученикам комплексное понимание окружающего мира.

Дети изменились, мир изменился, и школы должны устанавливать тренды в образовании, подхватывать, а в идеале даже предвидеть изменения в мировой среде, и внедрять их в учебные процессы. Пробовать и экспериментировать, давать детям доступ к актуальному образованию, учитывать эмоциональную и социальную составляющие, обеспечивать возможность создавать свою реальность. Именно в школе закладывается мотивация к обучению на всю жизнь, дети получают уверенность в своих силах, заряд и силу двигаться самостоятельно, принимать решения и быть ответственными за них. В школьной системе определяется то общество, в котором мы будем жить завтра.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X